
На протяжении всей жизни у человека бывает несколько кризисов. Они начинаются сразу после рождения и заканчиваются в пожилом возрасте.
Надо сразу разобраться с понятием кризиса.

«В обывательском представлении кризис — это что-то плохое. Но в психологии кризисный момент — такое состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения. Следовательно, кризис больше созидательное, чем разрушительное явление, поскольку требует изменений и адаптации».
Давайте подробнее рассмотрим кризисы в жизни человека, какие можно совершить ошибки во время переходного этапа и как прожить его правильно.
Первый кризис

Первый кризис в жизни человека происходит сразу после рождения. В период до трех лет дети учатся выстраивать эмоционально насыщенные, теплые отношения с другими людьми. Заботливые и включенные родители создают у малыша ощущение безопасности и надежности.
- NB! Если же мама с папой тревожные, не уделяют малышу достаточно внимания или «воспитывают» вместо того, чтобы просто любить, итогом такого отношения станут недоверие к миру и пессимизм.
Кризис трех лет

О следующем кризисном периоде наверняка слышали многие — это знаменитый «кризис трех лет». Его еще называют «Я сам!». На этом этапе у ребенка происходит выделение своего «Я» и отделение себя от взрослого.
- NB! Если родители терпеливы, поощряют ребенка, но при этом мягко ограничивают в опасных сферах жизни, у него вырабатывается самоконтроль, автономия и воля.
Если только одергивают, запрещают, наказывают — у ребенка закрепляется неуверенность в своих способностях, нерешительность, стыд перед другими.
«Игровой» кризис

В возрасте четыре-семи лет дети активно изучают окружающий мир. Ребенок впервые выходит за пределы семьи и пытается найти свое место в общественной системе. Этот возраст еще называют игровым — через игру малыш усваивает формы взаимоотношений между людьми.
- NB! Если родители и воспитатели поощряют любознательность и фантазию, у ребенка развивается инициативность, творческие способности и в то же время чувство моральной ответственности за свои желания.
Если же близкие взрослые жестко ограничивают его право на выбор, результатом будет пассивность, чувство вины, неспособность к продуктивному труду.
Кризис перестройки

В период обучения в школе (7-11 лет) у ребенка происходит перестройка отношений с миром. В его жизни появляются учителя, одноклассники, школьная оценочная система. Перед детьми встает новая серьезная возрастная задача — формирование трудолюбия.
- NB! В этот период предназначение взрослых — поощрять ребенка заниматься любимым делом, учиться новым навыкам. Благодаря этому формируется познавательная мотивация, воля, механическая память.
Если этого не происходит — у ребенка рождается чувство неумелости и бесполезности.
Подростковый кризис

«Вот мы и добрались до подросткового кризиса, — говорит эксперт. — Этот период обычно тяжело переживается и подростком, и взрослыми. Примерно с 10-11 до 18-19 лет у молодых людей активно формируется идентичность».
Они ищут свое место в мире, стараются во всем стать похожими на подростков своей возрастной группы. Учебная деятельность отступает на второй план.
- NB! К процессу взросления надо относиться уважительно, общаться с подростком как с равным, не высмеивать, не стыдить. Иначе побочные эффекты останутся с человеком на всю жизнь в виде созависимости, несамостоятельности, неумения сказать нет, непонимания своих желаний и потребностей, комплекса хорошей девочки или мальчика.
Кризис ранней взрослости

Следующий период — вступление в раннюю взрослость (17-22 года). На этом этапе происходит новый виток сепарации от родителей, когда молодые люди отделяются от мамы с папой материально либо эмоционально.
Происходит подготовка к профессиональной карьере, формируется социально ответственное поведение. Молодые люди экспериментируют в отношениях, учатся любить и устанавливать близкую эмоциональную связь.
Как отдать себя другому человеку так, чтобы самому не раствориться в нем, не потерять собственную идентичность?
- NB! Ответ зависит от того, как разрешились пять предыдущих конфликтов. От человека на данном этапе требуется сформировать свое отношение к работе, заложить фундамент отношений с будущим партнером. И если эти задачи решены, кризис можно и не заметить.
Время здорового трудоголизма

Период с 20 до 30 — время здорового трудоголизма. Потом ценности обычно переключаются на себя и семью.
«Вообще кризисы взрослости менее заметны для окружающих, не так ярко проявляются и возникают реже — раз в 7-10 лет, — объясняет Наталья Жукова. — Если детские кризисы отвечают на вопросы сепарации («Что я могу сам?»), взрослые — на вопрос: «Туда ли я иду» или «Туда ли я пришел»?
Этап ранней взрослости длится примерно до 30 лет. Все это время люди ищут идеального партнера и определяются с главным делом своей жизни. На рубеже тридцатилетия часто возникает желание встряхнуться и все радикально поменять (иногда это хорошая идея, иногда — так себе).
- NB! Бывает, что человек к 30 годам так и не научился выстраивать спокойные доверительные личные отношения. Тогда ему может грозить чувство одиночества, социального вакуума и изоляции. Пройти кризисную точку можно, нащупав баланс между работой и личной жизнью.
Кризис середины жизни

В возрасте около 35-45 лет — у всех по-разному, наступает кризис середины жизни.
«Да, тот самый кризис среднего возраста, — уточняет специалист. — Он может продлиться лет до 60».
- NB! В норме на этом этапе люди стремятся реализовывать профессиональный потенциал и передавать опыт новому поколению. Если по какой-то причине у них это не получается (не реализовались на работе, не создали вокруг себя близкий круг людей), то это ведет к чувству застоя, бессмысленности жизни. Решение — быть продуктивнее и гибче, искать новое вдохновение, делать что-то значимое.
Кризис пожилого возраста

Наконец, в районе 65-75 лет наступает кризис пожилого возраста. Он характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.
- NB! Если человек ощущает, что жизнь прошла напрасно, он погружается в уныние, а нарастающий гнев сливает в направлении последующих поколений.
Как позитивно выйти из кризиса поздней зрелости? Развить в себе особый способ мышления — мудрость (не путать с опытом и интеллектом). Перераспределить свои ресурсы так, чтобы в жизни нашлось место и внукам, и хобби, и друзьям.
«Невозможно проскочить кризис — его нужно преодолеть, — подытоживает Наталья Жукова. — Если чувствуете, что не все возрастные задачи у вас разрешились благополучно, обязательно идите к психологу, чтобы допрожить то, что в свое время не прошли. И тогда вы сможете смело смотреть вперед и, как говорил Фрейд, любить и работать с удовольствием».
Дополнительные источники: