«Мне не раз доводилось слышать от знакомых, что терапевт в поликлинике по умолчанию посредственный врач, который знает почти все, но не точно. Не стоит недооценивать роль терапевта: это диспетчер, который, в зависимости от серьезности ситуации, отправляет вас на «следующий уровень» — к профильным врачам. Но он же может и сам поставить диагноз и назначить лечение. Как человек, которому доводилось носить белый халат и работать в поликлинике, дам вам несколько советов, которые помогут наладить контакт с терапевтом и оптимизировать скудное время консультации», — Ольга Кашубина, медицинский журналист и автор новой книги «Как болел бы врач: маленькие хитрости большого здравоохранения» («Бомбора»).
1.По возможности записывайтесь к доктору ближе к началу его рабочего дня
Во-первых, так меньше шансов просидеть в очереди (ведь она накапливается за счет затянувшихся консультаций и больных, просочившихся в кабинет, чтобы «только спросить»). Во-вторых, доктор будет менее уставшим, а значит, более внимательным.
2. Продумайте свой гардероб, чтобы не тратить много времени на раздевание и одевание
Это кажется чепухой, но расстегивание пуговиц на рубашке, разматывание шарфиков, развязывание завязок и прочие волнующие действия отнимают драгоценные минуты, которые полезнее провести в общении с доктором.
3 Сразу подготовьте все необходимые документы
Разыщите в регистратуре карточку (если в вашей поликлинике медсестры не распределяют их по кабинетам заранее); если планируете показывать доктору какие-то анализы, достаньте их из сумки, разложите в порядке важности, а в идеале — уложите в скоросшиватель с файлами.
4. Заранее решите, на что будете жаловаться
Звучит досадно, но, скорее всего, доктор не успеет решить все ваши проблемы со здоровьем за одну короткую консультацию. Все второстепенные вопросы («А вот у меня еще ухо болит с прошлой зимы, я его лечил у вашего коллеги, не помогло») отложите до конца встречи или до следующего визита.
Да, по канонам пропедевтики внутренних болезней — раздела медицины, посвященного обследованию больного, — врач должен узнать обо всех жалобах больного и самостоятельно решить, какие из них значимые, а какие — нет.
Но мы в обычной поликлинике, здесь рассчитывать на обстоятельную консультацию, увы, не приходится. Поэтому определитесь с целью визита заранее и, как только врач оторвет глаза от груды бумаг и вымолвит традиционное: «На что жалуетесь?» — сразу четко и максимально коротко отвечайте на его вопрос.
5. Будьте готовы к рассказу о себе
Если вы сто лет не были в поликлинике или вообще впервые оказались у этого врача, будьте готовы к сбору anamnesis vitae, то есть к рассказу о себе. Но это не значит, что нужно перечислять все болезни и подробности своей биографии с рождения до сегодняшнего дня, это слишком долго и едва ли в должной мере ценно для постановки диагноза.
Будьте готовы быстро вспомнить про хронические заболевания и перенесенные операции, наследственную предрасположенность к тем или иным болячкам, дату последней консультации с врачом (если вы прежде уже лечили то, с чем пришли к доктору).
6. Хорошая идея — взять с собой диктофон
Конечно, нужно вежливо уточнить у доктора, не против ли он, если вы запишете его рекомендации в аудиоформате. Кстати, есть некоторый шанс, что такое действие мобилизует врача и станет стимулом подробнее и аккуратнее формулировать свои предписания. Например, не выписывать вам биологически активные добавки (БАДы) в дополнение к фармацевтическим препаратам: они не входят в стандарты оказания медицинской помощи в России и в подавляющем большинстве случаев не обладают доказанной эффективностью в лечении заболеваний.
7. Не стесняйтесь задавать врачу вопросы
Даже если вам они кажутся глупыми. Как принимать таблетки, которые назначили пить «трижды в день перед едой», если вы никогда не завтракаете, а только обедаете и ужинаете? Как записаться на обследование, если результат нужен на следующей неделе, а специалист в отпуске? Что предпринять, если вам внезапно станет плохо?
8. Попросите записать вас на повторное посещение прямо в кабинете
Если вам предстоит снова вернуться к врачу в ближайшие дни (например, чтобы закрыть больничный лист), попросите выдать вам талончик прямо в кабинете. Тогда у вас получится записаться на удобное время, а также исключить ситуацию, когда талонов на нужное число в регистратуре не окажется
9. Всегда начинайте общение именно с личного обращения по имени-отчеству
Казалось бы, это сущий пустяк, но, по некоторым данным, 68 % пациентов упускают эту опцию1. Обращение по имени-отчеству обладает волшебным свойством: превращает вас из случайного пациента в пациента знакомого. Наверное, этот прием работает именно потому, что большинство пациентов им не пользуются и между ними и медиками сохраняется безликая дистанция. Здоровайтесь с врачом и медсестрой по имени-отчеству при случайной встрече в коридоре поликлиники и при телефонном разговоре — это приятно, это запоминается, это выделяет вас среди других пациентов и однажды может сослужить вам хорошую службу.
Понимаю скепсис тех читателей, которые испытывают к поликлиникам устойчивую антипатию: сложно поверить, что визит в государственное учреждение может быть если не комфортным, то хотя бы не унизительным.