Как лечить шопинговую лихорадку

Что ответить «тотальным распродажам», «финальным скидкам» и прочим заманчивым предложениям. Пять советов психолога.
Вита Штейн
|
20 декабря 2017
Фото: Fotodom.ru

Предпраздничный счетчик отсчитывает не только последние дни уходящего года, но и сроки распродаж. Все вокруг подстегивает нас покупать: «тотальная распродажа», «финальные скидки» и прочие грандиозные предложения.

И время от времени даже самые здравомыслящие из нас обнаруживают себя у кассы с длинным выписанным чеком и суммой, равной двум месячным зарплатам. Что с нами происходит, отчего мы теряем рассудок и как этому сопротивляться, объясняет известный московский психолог Ирина Якович.

Эффект, который оказывает на человек всеобщий ажиотаж известен и успешно используется маркетологами. Заходишь в торговый центр, все вокруг блестит и переливается, играет музыка, зазывает реклама, распространяются запахи — например, ванили, свежей выпечки или парфюма. То есть, атака идет на все органы чувств человека.

Взрослая часть нашей личности усыпляется, мы уносимся в сказочный мир и уподобляемся ребенку с леденцом во рту. Все хочется! Покупательский аппетит разогревается еще и обилием людей, которые что-то ищут, рассматривают, покупают. Возникает эффект эндорфина толпы. Все пошли, и тебе надо.

А когда еще ты видишь акцию типа: «Бери две, а третью получишь бесплатно». Моя знакомая, приобретая бытовую технику в дом, поддалась влиянию такой рекламы. Ну как же – выгодно, да еще что-то бесплатно дадут. Благо, что рассудок у нее все-таки сохранился. Она выписала чек, но не оплатила, а пришла домой и стала гуглить в Интернете.

И что вы думаете? Пылесос, который ей пытались продать по цене за 45 тысяч рублей, в интернете стоил 16… И так по всем позициям! Она посчитала, что переплатила бы где-то на 115 тысяч рублей, как минимум, она могла два лишних холодильника купить. Распродажи просто так не проводят, там все просчитано очень четко.

А плюс ко всему у нас еще есть кредитные карты — это как в сказке про волшебный горшочек, которому прикажешь: «Вари!» — и он варит кашу. Так и карта — всегда готова предоставить деньги. Известно, что безналичные средства легче отдать, их расход труднее контролировать по сравнению с наличными, которые ты держишь в руках, считаешь и отдаешь. Расплачиваясь картой, мы тратим больше.

Как  сохранить трезвый взгляд на покупки и не поддаться покупательскому ажиотажу?

  1. Лучше всего — сходить за подарками и другими необходимыми вещами к праздникам в несколько приемов. Чтобы иметь представление о ценах и ассортименте. Делая покупки в цейтноте мы неизбежно переплатим или купим первое попавшееся, которое окажется не тем, что надо.
  2. Составьте список необходимого. Таким образом вы оцениваете объем покупок и можете критически его проанализировать.
  3. Идя за покупками, прикидывайте, какую сумму вы готовы выделить на каждую вещь: скажем, «подарок Ивановым — столько-то». Так вы сориентируетесь в необходимом бюджете, сможете его скорректировать. Все это структурирует процесс покупок, не позволяет вам впасть в измененное состояние психики, когда вы теряете логику. Это удерживает вас в мире реальности, не давая погрузиться в фантазийный мир, в котором мы перестаем мыслить критически. Все-таки, мы двуполушарные существа, и левое полушарие, которое больше управляет логикой, часто спорит с правым, которое отвечает за творческое начало.
  4. Если есть возможность, идите в магазин со здравомыслящим спутником, который может удержать вас от спонтанных необдуманных покупок.
  5. Возьмите паузу. Простой совет, но работает: отложите понравившуюся вещь и выйдите из магазина хотя бы на полчаса. За это время включится ваш трезвый ум, который сможет оценить необходимость покупки. Нередко бывает, что вы тут же забываете о том, что хотели купить – это значит, что вы взяли вещь под влиянием импульса, эмоций, повелись на красивую упаковку или рекламу, а на самом деле это вам не нужно.
События на видео



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая
На сайте предоставлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитеь к врачу.