Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать

Эта способность дает твердую почву под ногами во время общения и взаимодействия с собеседником.
Елена Володина
|
12 Июля 2024
Последняя медицинская проверка 12 Июля 2024 г.
Эмоциональный интеллект
Фото: 123RF/legion-media.ru

Эмоциональный интеллект (сокращенно его называют EQ — Emotional Intelligence Quotient) — это способность, с одной стороны, распознавать, осознавать, управлять своими эмоциями, а с другой, осознавать эмоции других людей.

Все это дает твердую почву под ногами во время общения и взаимодействия с собеседником: я знаю, что чувствую я, я знаю, что чувствует партнер по общению, я могу управлять своими эмоциями в полной мере.

Не зря во всем мире невероятно популярным стал мультик «Головоломка», который в определенной степени раскрывает данную тему. Разные эмоции, умение ими управлять, осознавать, проживать — все это влияет на нашу коммуникацию с другими и качество в жизни в целом.

Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, зачем он нужен и как развивать.

Составляющие эмоционального интеллекта
Фото: 123RF/legion-media.ru

«Эмоциональный интеллект сейчас по праву считается одним из ключевых навыков будущего, — продолжает эксперт. — Тот самый soft skill, о котором многие говорят. И безусловно, любому взрослому и ребенку важно этот навык прокачивать не только для того, чтобы стать успешнее в своей карьере, но и чтобы чувствовать себя более счастливым, зрелым, уверенным».

Эмоциональный интеллект включает в себя 4 составляющие:

Это означает понимать весь спектр своих и чужих эмоций — их много. Есть базовые, а есть и те, которые на них надстраиваются, наслаиваются или являются продолжением. Например, есть грусть, есть печаль, есть горе — все это разные эмоции по глубине, силе и содержанию.

Восприятие эмоций — это умение отличать настороженность от тревоги, обиду от грусти, злость от досады. А также умение замечать свои эмоции и анализировать их: что со мной сейчас происходит? Почему я так воспринял эти слова? Я просто устал или это вызывает во мне обиду?

Фасилитация мышления
Фото: 123RF/legion-media.ru

Эмоции — это, прежде всего, наши друзья. Какие бы мы чувства не испытывали — радость или гнев, удивление или раздражение, каждое может быть нам полезно.

Поэтому под фасилитацией подразумевается умение использовать свои эмоции для достижения целей и задач.

«Представьте себе ситуацию, когда вам надо отпроситься с работы по семейным обстоятельствам, — приводит пример психолог. — Вы заранее сделали все срочные задачи и отчитались руководителю. Он похвалил вас, особенно за ту, до которой долго ни у кого не доходили руки. Согласитесь, когда собеседник находится в радостном расположении, договориться о своей просьбе будет в разы проще и эффективнее».

На месте руководителя может быть кто угодно: коллега, друг, партнер, ребенок.

В целом в этом процессе заложены причинно-следственные связи. Чем лучше мы себя знаем, тем больше шансов не только понять, но и спрогнозировать свои эмоции.

Бывает так, что мы чувствуем сильную обиду на другого человека. Чаще всего обида приходит после сильного гнева: мы злились, испытывали раздражение — это яркие негативные эмоции.

Зная причинно-следственные связи своих эмоций, мы можем с ними работать. В данном случае — с обидой через гнев.

Также понимая, что вызывает у нас те или иные эмоции, мы можем управлять событиями в своей жизни и окружением: минимизировать плохое и увеличить хорошее.

Управление эмоциями, гнев
Фото: 123RF/legion-media.ru

Изначально, психологи закладывали в этот процесс именно контроль собственных эмоций для достижения цели, влияние на состояние окружающих. Но в чистом виде такого контроля не существует. Особенно, в стрессовых, сложных ситуациях.

При этом контроль эмоций действительно важен. Например, мы не хотим показать свою грусть, связанную с семейной жизнью, в ситуации с малознакомыми людьми. Мы контролируем свое волнение на важной презентации или выступлении по работе. Мы не показываем злость или досаду руководителю на его очередную задачу, а пытаемся сначала понять и разобраться с собственными эмоциями.

«Эмоциональный интеллект в целом говорит про нашу успешность в коммуникации и жизни в целом, — добавляет Ирина Белкина. — Ведь согласитесь, иметь в окружении человека богатого на эмоции и при этом умеющего ими управлять в разы интереснее и лучше, чем того, у кого «эмоциональный интеллект, как у зубочистки», как говорила Гермиона Грейнджер».

эмоциональный интеллект
Фото: 123RF/legion-media.ru

Первое, с чего можно начать — это научиться выражать собственные эмоции.

Многие из нас выросли на таких фразах: «Не надо плакать», «Не смейся громко», «Не кричи». Все они про подавление своих чувств. Мы не научились горевать, переживать и даже радоваться от души. Словно тогда, в детстве это было каким-то неправильным.

По-хорошему свои эмоции подавлять и сдерживать нельзя. Рано или поздно они выйдут наружу — через агрессию, вспышки гнева или болезнями организма. Но и негативные чувства выплескивать в полной мере на окружающих не стоит.

Помогут 3 шага:

Если вы часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях и хотите спокойнее на них реагировать, найдите в себе мотивацию измениться.

Например, когда мы знаем, что от частых вспышек гнева и злости страдают отношения с любимым, то это как раз может дать дополнительный стимул — научиться контролировать эмоции и сохранить дорогие нам отношения. Мы будем создавать новые привычки и новые способы реагирования на ситуацию.

антистресс
Фото: 123RF/legion-media.ru

Практически каждый из нас использует свои типовые шаблоны выплеска эмоций. При злости кто-то запирается вглубь себя, другой кричит, третий готов разбить посуду.

Новая привычка — это новый способ выражения своих эмоций. Не по тому привычному маршруту, который мы всю жизнь использовали, а по новому.

Вместо того, чтобы кричать на ребенка в моменте, можно пойти на кухню, заварить чай и отдышаться. Вместо того, чтобы при стрессе кусать ногти, теребить одежду, дергать себя за губы, можно приобрести антистресс игрушку, которую в ситуации сильного стресса и волнения можно сильно сжать. Вместо того, чтобы обижаться на партнера, можно сходить прогуляться в одиночестве, и уже после спокойно поговорить.

Поначалу это дается непросто. Хочется вернуться к привычным способам. Именно поэтому важно начинать с мотивации, она помогает вспомнить и подсветить то важное, что вы для себя выделили.

Обратная связь в принципе важна в любых вопросах, в том числе в таких, где мы стремимся к самосовершенствованию. Оценка себя, чаще всего, субъективна, поэтому получить обратную связь важно и от других людей. У кого ее можно попросить?

У партнера и детей, коллег и руководителя, коуча, психолога, ментора, если вы их посещаете. В целом подойдет любой человек, кто с вами часто или давно контактирует.

Однако, обратную связь принимайте с определенной долей критики. Важно, не просто слепо следовать за другими, но и чувствовать себя. Найти золотую середину между самовосприятием и восприятием со стороны. Также можно собрать обратную связь с нескольких людей и вывести некую среднюю оценку.

Дополнительные источники:

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как воспитать успешного ребенка?
Родительство, несомненно, одно из величайших приключений в жизни, наполненное любовью, смехом и да, немалой долей испытаний. Мы хотим видеть наших детей улыбающимися, стать свидетелями их развития и роста и радоваться тому энтузиазму, с которым они принимают все жизненные вызовы. Но как мы можем помочь им стать счастливыми и успешными в мире, где царит неопределенность, высокая конкуренция и давление?




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог
На сайте предоставлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитеь к врачу.