«С раннего возраста ребенок может дать понять взрослому, какая пища ему нравится, а какая нет. Дети до года-полутора лет для этого используют язык движений, когда ребенок пытается отстраниться от предлагаемой пищи или отодвигает тарелку от себя. При настойчивых попытках накормить ребенок может заплакать или закричать. По мере взросления ребенок учится выражать эмоции при помощи слов».
По мере роста ребенка эта проблема может исчезнуть сама собой, когда он будет знакомиться с новыми продуктами. Но иногда ситуация ухудшается и ребенок начинает есть только конкретные продукты, не принимая ничего нового, либо есть мало и редко, не прибавляя в весе.
«Нарушение питания, сопровождающееся сниженным аппетитом — это комплексная проблема. Она включает в себя: избирательный аппетит, пищевую неофобию (боязнь новых продуктов), сенсорное неприятие пищи и младенческую анорексию. Не все из этих состояний патологические, поэтому их коррекция требует различной тактики».
О таких детях обычно говорят, что у них плохой аппетит, они часто отказываются от еды. Например, ребенок может проявлять интерес к пище в один из дней и отказываться на другой день, а также легко отвлекаться от тарелки.
Отказ от пищи часто начинается, когда ребенок самостоятельно учится пользоваться ложкой. У таких детей часто отмечается дефицит роста в результате острого или хронического нарушения питания.
Что делать: необходимо предлагать небольшие порции пищи и кормить дольше по времени (но не более 20-30 минут) до достижения насыщения. Выдерживайте интервал между кормлениями, чтобы ребенок успевал проголодаться. Во время исключайте любые отвлекающие факторы: разговоры, игру с едой, похвалу или критику со стороны взрослого.
Эксперты считают, что специализированные продукты, обогащенные витаминами и минералами, позволяет поддержать нутритивный статус ребенка и уменьшить беспокойство родителей до того периода, пока ребенок не начнет есть больше.
Это неприятие новой или неизвестной ребенку пищи. У малыша есть свои взгляды и представления о том, как должна выглядеть, пахнуть еда. При не соответствии этим критериям — она отвергается. Пищевая неофобия одинаково часто возникает у детей обоего пола, но частота ее с возрастом снижается.
Что делать: нужно медленно, знакомить с продуктами, что повысит лояльность ребенка к пище. Надо начинать с небольших количеств или давать ребенку просто попробовать продукт. На следующий день, через день предложить еще раз, если не отказывается, можно увеличить количество. Главное — не торопитесь!
Также может помочь метод «маскировки» нелюбимых продуктов среди более привычных.
Помните, что на выраженность пищевой неофобии влияет поведение родителей. Так, кормить ребенка нужно в спокойной обстановке, не давить на него, не угрожать, не кричать.
На детей постарше могут влиять социальные факторы — восприимчивость к чужому мнению, например, значение мнения ровесников в подростковом возрасте. Нужно поговорить с ребенком, рассказать о пользе продукта. Совместные ужины с друзьями могут оказать положительное влияние на аппетит ребенка.
Ребенку неприятен вкус, текстура, температура или запах определенной пищи. Он может гримасничать, выплевывать еду, отказываться от нее.
Отвергается не только пища, вызывающая отвращение, но и другая, похожая на нее еда, в результате этого могут исключаться из рациона целые группы продуктов (рыба, фрукты, овощи или мясо).
При этом ребенок ест привычные продукты и блюда без возражений.
Надо отметить, что такой отказ от еды не связан с травмой или болезненным вмешательством в полости рта, с пищевой аллергией или другим заболеванием. Дети с сенсорным неприятием пищи имеют высокий риск недостаточного поступления нутриентов, поэтому им рекомендуется нутритивная поддержка.
Что делать: не кормите насильно! Повторное предложение ребенку неприятной для него пищи усиливает стресс и сопротивление ребенка попыткам его накормить. Такие дети могут сутками отказываться от еды, т.к. ребенок может испытывать страх перед определенными продуктами. В этом случае родителям также следует свести к минимуму конфликты во время еды и обратиться за помощью к психологу.
Кроме этого, помните, что дети чувствительны к продуктам прикорма, особенно к блюдам, содержащим кусочки. Возможно, проблема кроется именно в них. Приучать ребенка к густой пище надо постепенно. Рекомендуется следующее поэтапное введение продуктов: гомогенизированных — с четрыех-шести месяцев; пюреобразных (мелкоизмельченных) — с шести-девяти месяцев; крупноизмельченных — с девяти месяцев и старше.
Ребенка надо учить жевать, предлагать с шести месяцев корочку хлеба, детское печенье. При таком подходе малыш постепенно научится жевать, и кусочки не будут вызывать у него отрицательных эмоций.
Этих детей называют малоежками и капризными едоками, т.к. они предпочитает потреблять одни и те же продукты, иногда приготовленные только определенным способом. Таким образом, из рациона может быть исключена одна или несколько групп продуктов (мясо и рыба, яйца; овощи; фрукты; молочные продукты; зерновые и бобовые; кондитерские изделия; жиры).
По данным экспертов, дети с пищевой избирательностью чаще питаются сладкими зерновыми хлопьями, картофелем фри, бананами, картофельным пюре.
В различных исследованиях у детей с избирательным аппетитом было установлено сниженное потребление практически всех макро- и микронутриентов. Это может стать причиной отставания в физическом развитии и нарушения когнитивных функций.
Несмотря на это, считается, что избирательный аппетит в большинстве случаев индивидуальная особенность пищевого поведения здоровых детей.
Что делать: для оценки фактического питания рекомендуется вести и анализировать дневник питания, в котором фиксируется наименование, и количество съеденной пищи за трое — четверо суток.
Не рекомендуется принуждать есть новую пищу — это стресс для ребенка. Напротив, позитивный подход родителей к кормлению позволяет преодолеть неприятие еды. Привлекательность блюд можно повысить подача ее в выгодном свете, получение удовольствие от приготовления пищи вместе с ребенком.
Для того чтобы питание оставалось полноценным, необходима коррекция детского рациона. Например, отказ от овощей может быть компенсирован увеличением доли фруктов, каш, цельнозернового хлеба. Можно заменять одни сорта мяса, рыбы или овощей другими, использовать новые, менее привычные, способы приготовления пищи. Помните, что принятие детьми новой пищи зависит от примера, который подают другие члены семьи, а также способности к распознаванию нового вкуса, словесного одобрения родителей и отношения к данному продукту самой матери. Предлагайте ребенку новую еду от 8 до 15 раз.
Дополнительные источники:
Подпишись на наш канал в Telegram