Дислексия, дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации. Так, дислексия — это сложности в овладении чтением. Дисграфия и дизорфография — это трудности в овладении письмом, а дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетом.
Симптомы этих нарушений начинают проявляться еще в раннем детстве, а следствием могут стать сложности в обучении и низкая успеваемость в школе. По статистике, около 15–20 процентов людей на планете испытывают эти трудности.
Почему возникают такие нарушения, кто помогает детям научиться читать, писать и считать и сможет ли ребенок ходить в обычную школу, рассказала Мария Пиотровская, учредитель и основатель Ассоциации родителей детей с дислексией.
Почему у детей появляются эти состояния
«Для каждого ребенка будет свой собственный ряд факторов, который определяет трудности в обучении, — рассказывает Мария Пиотровская. — Иногда дислексия наблюдается как наследственный феномен. В другом случае причиной могут послужить внешние неблагоприятные факторы: патология протекания беременности, родовая травма, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания и прочее».
В результате возникают особенности в развитии высших психических функций: речи, памяти, восприятия, внимания и т.д., которые препятствуют овладению письмом и чтением. Механизмы дислексии могут быть разными: у одного ребенка она является следствием речевых трудностей, у другого регуляторных или зрительно-пространственных.
Кроме того, есть нарушения письма и чтения, которые требуют коррекции, однако не квалифицируются как дислексия. Это, например, трудности овладения навыком вследствие педагогической запущенности, при билингвизме.
Нарушение может быть ярко выражено или относительно. Например, у ребенка недостаточен регуляторный компонент, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль деятельности, а также серийную организацию движений. На письме это можно увидеть пропуском букв, слогов, слов, повторением одного и того же слова или слога, слитным написанием нескольких слов.
Коррекция во всех случаях определяется ведущим механизмом нарушения.
Симптомы дислексии, дисграфии, дискалькулии
Симптомы дислексии: трудности заучивания букв алфавита, медленный темп чтения, потеря строки при чтении текста, ошибки при чтении слов, игнорирование знаков препинания при чтении, чтение без понимания.
Симптомы дисграфии и дизорфографии: большое количество ошибок (более пяти в одной работе), ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги. Испытывает постоянные трудности с выполнением письменных работ и ориентации на листе бумаги, имеет проблемы с почерком и освоением программы по русскому языку. Часто медленно пишет. Сложности с письменным изложением мыслей.
Симптомы дискалькулии и акалькулии: трудности с освоением прямого и обратного счета, отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными. неспособность начать счет с определенной цифры, трудности распознавания даты и времени, сложности восприятия графиков, формул, таблиц.
Какие еще проблемы сопровождают детей:
- Ребенок может сочетать дислексию с дисграфией или с дискалькулией, некоторый процент таких детей также имеет проявления дефицита внимания и гиперактивности.
- У детей могут отмечаться признаки незрелости эмоционально-волевой сферы — детскость, т.е. такие ребята могут несколько медленнее взрослеть в личностном плане, например, с точки зрения волевых качеств, способностей преодолевать трудности.
- Могут наблюдаться также различные невротические реакции. Самая частая из которых — это страх перед чтением, в некоторых случаях страх перед школой в целом. Может возникать чувство вины, снижаться самооценка, нарастать поведенческие трудности из-за постоянной ситуации неуспеха, повышенной умственной нагрузки.
«В таких ситуациях важно терпимое, сочувственное, принимающее и поддерживающее отношение к ребенку со стороны значимых для него людей — семьи, учителей, сверстников», — уточняет эксперт.
Могут ли дети с дислексией учиться в обычной школе
Дети с дислексией и дисграфией могут обучаться в обычной школе. При этом они имеют право на получение необходимой коррекционной помощи.
Родители детей, испытывающих трудности в обучении, могут обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения ПМПК ребенок получает рекомендации по созданию специальных условий обучения, например, это занятия со специалистами или обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АООП).
Кроме того, школа может рассмотреть возможность предоставить и другие привилегии. Например, ребенок с дислексией может не читать вслух перед всем классом, пользоваться компьютером на уроке при выполнении письменных работ или диктофоном вместо конспектирования, а некоторые письменные работы могут быть заменены на устные. На выполнение письменной работы ребенку могут давать больше времени. Также для него может быть разработана специальная шкала оценок.
По окончании школы ребенок получает обычный аттестат, сведения об особом статусе не сохраняются.
Какие специалисты работают с дислексией
Помощь детям с трудностями в обучении начинается с грамотной диагностики у специалистов. Необходимо понять причину и характер ошибок, разработать индивидуальную программу обучения. Для этого родители могут обратиться к школьному логопеду, психологу (если они есть в школе), либо на консультацию в ПМПК, ППМС-центр, а также в Ассоциацию родителей детей с дислексией.
В системе психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией и дисграфией в школе работают логопед и психолог — ребенку необходимы систематические коррекционные занятия.
Большинству детей с дислексией также необходимы занятия с нейропсихологом с целью развития тех или иных психических процессов, составляющих функциональный базис чтения и письма. Содержание, структуру и частоту таких занятий нейропсихолог определяет после развернутой диагностики.
Помимо систематических занятий со специалистами психолого-педагогического профиля, в ряде случаев ребенку с дислексией могут понадобиться консультации других специалистов. Например, невролога, если есть подозрения на нарушения в работе центральной нервной системы, или психиатра, если ребенок тревожный, неуверенный в себе или, напротив, гиперактивный, чрезмерно подвижный.
Семейный психолог работает с ребенком, если родителям оказывается трудно организовать выполнение домашних занятий, есть вопросы по взаимодействию родителей и ребенка, ребенка с братьями и сестрами.
Также может понадобиться консультация врачей узких специальностей (эндокринолога, гастроэнтеролога), если специалисты предполагают, что трудности обучения связаны с особенностями соматического здоровья.
Важная задача и у родителей — они должны почувствовать своего ребенка и уделить ему достаточно времени и внимания, чтобы помочь развитию его сильных сторон, а также следовать рекомендациям специалистов.
В любом случае процесс сопровождения ребенка с трудностями в обучении длительный, нужно быть к этому готовым. Он может занимать всю начальную школу, а может длиться в течение всего периода обучения в образовательной организации. Точные сроки обозначить сложно, поскольку все ученики требуют индивидуального подхода.
«По мере взросления ребенок адаптируется в окружающем мире в соответствии со своими особенностями восприятия обработки информации, — подытоживает Мария Пиотровская. — Существует большая разница между ребенком, который каждый день проводит в школе и испытывает трудности в обучении, и взрослым, который уже приспособился к своим особенностям и максимально оградил себя от ситуаций, где может быть неуспешным».
Справка: Ассоциация родителей и детей с дислексией была основана в 2016 году. Специалисты помогают семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении, и консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.
Дополнительные источники: