Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей провел онлайн-опрос, посвященный самочувствию школьников, обучающихся дистанционно. Выяснилось, что удаленка не пошла детям на пользу.
В исследовании приняли участие почти 30 тысяч школьников, с 5 по 11 класс, из 79 регионов России. Они отвечали на вопросы о физической активности, питании, продолжительности сна и прогулок, использовании гаджетов и затрат времени на задания в условиях дистанционного обучения. Изучалось также психоэмоциональное состояние детей.
Большинство детей пережили удаленку плохо
Согласно исследованию, у 84 процентов школьников проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения. Например, у 42 процентов детей были отмечены депрессивные состояния, у 27 процентов — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (56 процентов) — нарушение сна.
Большинство учащихся — 69 процентов — были вынуждены ограничить свои передвижения и сидели дома. Так, из-за самоизоляции 70 процентов школьников стали меньше гулять, у 55 процентов снизилась физическая активность. Рекомендованная физическая активность, а это 60 минут в день, была лишь у каждого пятого ребенка.
И напротив, увеличилось время на выполнение домашних заданий — у 60 процентов детей, на занятия с компьютером или другим гаджетом — у 47 процентов, на общение в соцсетях — у 35 процентов. О недостаточной продолжительности сна (7 часов и менее) рассказал каждый четвертый школьник.
Что касается настроения, то у 44 процентов оно неоднократно менялось в течение дня, 13 процентов детей испытывали подавленность и лишь почти трети школьников (32,5 процента) удавалось сохранять ровное и положительное настроение.
Благополучно к условиям дистанционного обучения адаптировались всего 13 процентов школьников.
Смартфоны негативно повлияли на здоровье
Мобильный телефон оказался самым неподходящим гаджетом для использования в учебных целях, такой вывод сделали авторы исследования. При этом именно смартфон был самым популярным устройством во время самоизоляции — им пользовались 89 процентов детей. В учебе мобильный также помогал большинству подростков — 73 процентам.
Проблема смартфона в том, что его экран очень маленький и с него неудобно читать, быстро устают глаза. Школьники чаще всего жаловались на покраснение и усталость глаз — 63 процента, а также на общее утомление при длительной работе на компьютере или другом устройстве.
14 процентов участников опроса также пожаловались на дискомфорт при использовании наушников, они ощущали тяжесть в голове, шум и заложенность в ушах.
Что думают родители о дистанционном обучении
Родители тоже недовольны вынужденным обучением дома: 72 процента считают, что удаленку нельзя сравнивать с классическим форматом. Главный минус — дети часто отвлекаются, в свою очередь, у учителей нет возможности следить за порядком в классе.
В результате дисциплинированные ученики хорошо усваивают информацию, а отстающие недополучают внимание учителей. Такие данные приводит центр компетенций EdCrunch University, специалисты провели по стране опрос среди 15 тысяч семей, в которых дети из-за пандемии учились дома.
Среди минусов дистанционного обучения, по мнению родителей, также: низкое качество интернет-соединения — так считают 34 процента опрошенных, перебои в работе образовательных онлайн-платформ — 29 процентов, недостаток качества цифрового контента отметили 7 процентов респондентов. Кроме этого, цифровая грамотность учителей показалась низкой 20 процентам родителей, а 10 процентов мам и пап заметили также низкий уровень мотивации самих школьников.
Какие выводы сделали специалисты
Опрос показал, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения.
У детей в период самоизоляции возросла учебная нагрузка, продолжительность выполнения домашнего задания тоже увеличилась. Учащиеся больше времени находились за компьютером и другими гаджетами, следовательно, снизилась физическая активность, они меньше гуляли на улице. Дистанционное обучение и самоизоляция оказались стрессовой ситуацией для школьников и неблагоприятно повлияли на психосоматическое состояние.
Полученные данные позволяют оценить сложившуюся ситуацию и предложить коррекцию проблем, которые возникли у учеников, считают авторы исследования. Например, необходима массовая психологическая поддержка детей и подростков. Это важно, так как возможность второй новой волны коронавируса не исключается.