Школьники взаперти. Как дистанционное обучение повлияло на детей

Удаленка в период карантина негативно сказалась на здоровье учеников.
Елена Володина
|
01 Октября 2020
Фото: LEGION-MEDIA

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей провел онлайн-опрос, посвященный самочувствию школьников, обучающихся дистанционно. Выяснилось, что удаленка не пошла детям на пользу.

В исследовании приняли участие почти 30 тысяч школьников, с 5 по 11 класс, из 79 регионов России. Они отвечали на вопросы о физической активности, питании, продолжительности сна и прогулок, использовании гаджетов и затрат времени на задания в условиях дистанционного обучения. Изучалось также психоэмоциональное состояние детей.

Фото: LEGION-MEDIA

Согласно исследованию, у 84 процентов школьников проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения. Например, у 42 процентов детей были отмечены депрессивные состояния, у 27 процентов — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (56 процентов) — нарушение сна.

Большинство учащихся — 69 процентов — были вынуждены ограничить свои передвижения и сидели дома. Так, из-за самоизоляции 70 процентов школьников стали меньше гулять, у 55 процентов снизилась физическая активность. Рекомендованная физическая активность, а это 60 минут в день, была лишь у каждого пятого ребенка.

И напротив, увеличилось время на выполнение домашних заданий — у 60 процентов детей, на занятия с компьютером или другим гаджетом — у 47 процентов, на общение в соцсетях — у 35 процентов. О недостаточной продолжительности сна (7 часов и менее) рассказал каждый четвертый школьник.

Что касается настроения, то у 44 процентов оно неоднократно менялось в течение дня, 13 процентов детей испытывали подавленность и лишь почти трети школьников (32,5 процента) удавалось сохранять ровное и положительное настроение.

Благополучно к условиям дистанционного обучения адаптировались всего 13 процентов школьников.

Мобильный телефон оказался самым неподходящим гаджетом для использования в учебных целях, такой вывод сделали авторы исследования. При этом именно смартфон был самым популярным устройством во время самоизоляции — им пользовались 89 процентов детей. В учебе мобильный также помогал большинству подростков — 73 процентам. 

Проблема смартфона в том, что его экран очень маленький и с него неудобно читать, быстро устают глаза. Школьники чаще всего жаловались на покраснение и усталость глаз — 63 процента, а также на общее утомление при длительной работе на компьютере или другом устройстве.

14 процентов участников опроса также пожаловались на дискомфорт при использовании наушников, они ощущали тяжесть в голове, шум и заложенность в ушах.

Фото: LEGION-MEDIA

Родители тоже недовольны вынужденным обучением дома: 72 процента считают, что удаленку нельзя сравнивать с классическим форматом. Главный минус — дети часто отвлекаются, в свою очередь, у учителей нет возможности следить за порядком в классе. 

В результате дисциплинированные ученики хорошо усваивают информацию, а отстающие недополучают внимание учителей. Такие данные приводит центр компетенций EdCrunch University, специалисты провели по стране опрос среди 15 тысяч семей, в которых дети из-за пандемии учились дома.

Среди минусов дистанционного обучения, по мнению родителей, также: низкое качество интернет-соединения — так считают 34 процента опрошенных, перебои в работе образовательных онлайн-платформ — 29 процентов, недостаток качества цифрового контента отметили 7 процентов респондентов. Кроме этого, цифровая грамотность учителей показалась низкой 20 процентам родителей, а 10 процентов мам и пап заметили также низкий уровень мотивации самих школьников.

Опрос показал, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения. 

У детей в период самоизоляции возросла учебная нагрузка, продолжительность выполнения домашнего задания тоже увеличилась. Учащиеся больше времени находились за компьютером и другими гаджетами, следовательно, снизилась физическая активность, они меньше гуляли на улице. Дистанционное обучение и самоизоляция оказались стрессовой ситуацией для школьников и неблагоприятно повлияли на психосоматическое состояние.

Полученные данные позволяют оценить сложившуюся ситуацию и предложить коррекцию проблем, которые возникли у учеников, считают авторы исследования. Например, необходима массовая психологическая поддержка детей и подростков. Это важно, так как возможность второй новой волны коронавируса не исключается.

Рецепт тыквенных батончиков
Тыквенные батончики получаются мягкими, влажными и покрытыми сказочной глазурью из сливочного сыра. 







Звезды в тренде

Джиган
певец, рэпер, хип-хоп исполнитель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая
На сайте предоставлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитеь к врачу.