Синдром 7 сентября. Как помочь ребенку настроиться на учебу

Психолог рассказала о стрессе, который испытывают школьники после начала учебного года, и способах помощи детям.
Елена Володина
|
28 Августа 2020
Фото: LEGION-MEDIA

У школьников существует синдром 7 сентября, когда примерно через неделю (или чуть больше) после начала учебы дети начинают испытывать стресс. Причина: беззаботное теплое лето закончилось и сменяется хмурой осенью, новыми знаниями и обязанностями. 

Как помочь детям пережить этот нелегкий период, рассказала Ольга Кондрашова, детский психолог, гештальт-терапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческих терапевтов.

Фото: LEGION-MEDIA

«Поход в школу для детей любого возраста — стресс, довольно кардинально меняются условия жизни ребенка, — рассказывает Ольга Кондрашова. — Свобода и беззаботность сменяются реальностью строгого режима. Школа требует от ребенка адаптации к новым правилам, требованиям, учителям, одноклассникам. Сильнее стресс проявляется у первоклассников, поскольку именно они первый раз в первый класс, то есть для них это первый опыт школы в своей жизни. 

Однако не первоклашки тоже стрессуют: как всё пройдет, как меня встретят и оценят друзья, всё ли будет так, как я ожидаю, а вдруг уже будут спрашивать, а я все забыл? Эти и многие другие вопросы могут беспокоить школьника».

Ребенок на подъеме переживает День знаний — это все-таки праздник, да и организм с единичным стрессом справляется хорошо. Но дальше начинается винегрет из рутины, обыденности, правил, требований, а обороты психики уже не те.

Для того, чтобы адаптироваться и включиться в режим, нужно время, постепенное привыкание к нагрузкам, регулярным усилиям, тренировка самодисциплины. И первый этап подобного привыкания всегда самый трудный. Мозг ленится, сопротивляется, он за лето отвык работать. А учеба – это для всех тяжелый труд, который требует огромного количества энергии. 

Взрослым кажется, что написать крючочек или сложить 5+3 — это привычное, хорошо усвоенное действие. Для ребенка всё иначе, в его мозгу нужно выстроить целое множество новых нейронных сетей и цепочек. 

Представьте, что в голове у ребенка должна заработать целая новая трамвайная сеть. Для этого сначала нужно выложить огромное количество новых рельсов. Это долгий тяжелый труд, мы-то уже привыкли к нашим трамваям в голове — они давно ходят, а у ребенка все только строится.

С началом учебного года нагрузки не падают, а, наоборот, только увеличиваются. Это так называемый дистресс — состояние, при котором защитные силы организма постепенно истощаются. 

И через неделю раннего вставания по утрам, необходимости 45 минут сидеть почти без движения, слушать учителя, соображать, выполнять задания, дома делать уроки, не забывать собирать портфель, при этом как-то быть приветливым и милым с одноклассниками, адаптационные механизмы ребенка начинают кричать «всё, устали, больше никак не можем». 

Ребенок начинает демонстрировать симптомы усталости и перенапряжения или вообще заболевает — это называется соматизация. Головные боли, упадок сил, слабость, утомляемость, проблемы с желудочно-кишечным трактом, снижение иммунитета, особенно это важно в периоды обострения инфекционных заболеваний. 

Могут быть и психические последствия: раздражительность, даже агрессивность – или апатия, потеря энергии, синдром «ничего не хочу». И лучше до этого не доводить, а профилактировать заранее возможные сбои в физиологическом состоянии школьника и в работе его нервной системы.

Фото: LEGION-MEDIA

«Не устаю объяснять родителям, что детей надо научить учиться, это определенный навык, а не данность исходя из того, что раз все ходят в школу – значит, это само собой разумеется, и он сам должен всему научиться, — объясняет психолог. — Да, ребенок должен сам проходить через какие-то трудности и вырабатывать свои способы преодоления проблем, должен научиться владеть собой, например, если речь идет о его взаимоотношениях в классе. Но вопрос умения учиться — это другое дело».

Особенно это касается младшеклассников. Дети могут не понимать на первых порах, что означает сделать домашнее задание, могут не знать, с чего им стоит начать решать задачу, как приучить себя быть организованным, что портфель лучше собирать вечером и многие другие вещи, которые нам кажутся очевидными. Им надо помочь в этом. 

Действовать следует в крайне доброжелательном ключе, вспоминая, какой вы были мамой, когда ребенок учился ходить. Тогда в голове были два пункта: с моим ребенком всё нормально, то, что он ошибается и падает, это в порядке вещей и не означает, что он неправильный. Он просто в процессе научения. 

И второй пункт: вы были точно уверены, что он пойдет, что у него точно получится. Вот именно с этих двух позиций рекомендуется вести себя с ребенком, когда вы первое время помогаете ему делать уроки.

Психолог подчеркивает, что помогать важно и нужно именно первое время. Не бойтесь, что ребенок не научится делать уроки самостоятельно. 

Когда увидите, что у него сформировался этот навык, можно постепенно оставлять его один на один с заданием, но чтобы он понимал, что вы потом захотите взглянуть и узнать, всё ли у него правильно получилось. Не в качестве тюремного надзирателя – а со словами «давай я тебя подстрахую, если вдруг ошибешься, сможешь исправить и получишь правильный ответ». 

Важно прямо проговорить ребенку, что вы понимаете, какой-то предмет у него может получаться хуже, вы это знаете и договариваетесь, что никто его не собирается ругать за это. Просто если что-то пойдет не так — он смело обращается к вам, и вы вместе разбираетесь с тем, что вызывает у ребенка трудность. Будьте на стороне ребенка!

Если хотите повысить адаптационные ресурсы ребенка в первые дни и недели в школе, старайтесь дома создать ребенку тыл. Место силы, где он может отдохнуть физически и морально. Помогайте, проявляйте внимание, понимание, терпение, предлагайте вместе разобрать сложное, помогайте учиться сосредотачиваться. Важна стабильность, атмосфера доброжелательности, внимания и поддержки.

Фото: LEGION-MEDIA

У старшеклассников довольно серьезная нагрузка, особенно в последний год обучения: тесты, репетиции ЕГЭ, дополнительные курсы или репетиторы, олимпиады и т.д. 

Ольга Кондрашова предложила проговорить с ребенком возможность иногда пропустить денек в школе. Если он действительно устал или переутомился и вы видите, что он перегружен. Ничего страшного не произойдет, и это не станет поводом для регулярных пропусков, считает психолог. 

Просто будьте на связи с ребенком, идите навстречу там, где это адекватно и разумно. Не забывайте, что подросток, несмотря на внешние признаки, все-таки еще не взрослый человек. 

Структуры мозга, отвечающие за нашу способность ставить цели, строго придерживаться плана их выполнения, умения концентрировать внимание, сосредотачиваться на работе достаточно продолжительное время созревают полностью только к 20-25 годам. Поэтому не бойтесь проявить некоторую мягкость по отношению к старшекласснику.

Также не забывайте про домашний тыл, где подростка любят, помогают, понимают. Для него это так же важно, как и для маленького ребенка.

Фото: LEGION-MEDIA

Кроме помощи в учебе, мониторьте состояние ребенка, спрашивайте, всё ли хорошо, как ребята в школе, а есть те, которых обижают, и т.д. Иногда такие ненавязчивые и деликатные вопросы могут помочь школьнику открыться или рассказать, что его вообще-то что-то тяготит или беспокоит. И он страдает. 

В целом будьте на связи с ребенком, контактируйте с ним не только по теме успеваемости. Рассказывайте что-то о своих неудачах или расстройствах – это также хороший способ спровоцировать ребенка на рассказ о своих сложностях. Очень важно показывать ребенку свое небезразличие к его трудностям и усилиям.

Не забывайте о поощрении детей. Вспомните, что у вас на работе бывают премии, какие-то преференции, хорошее отношение коллег и начальства, позитивные отклики. Следуйте этим же принципам в отношении ребенка. 

Речь не о деньгах, пусть это будут маленькие приятные сюрпризы время от времени. Лучше только это обсуждать с ребенком заранее, выяснить, чего именно ему бы хотелось, и договориться, например, что давай это купим, чтобы отметить конец четверти или полугодия. 

Важный момент: не в стиле «если ты закончишь с одной четверкой, тогда мы тебе купим» — это может восприниматься как нечто слегка унизительное. Вы как бы ставите условия. Можно подумать, что если будет две четверки, то ребенок всю четверть дурака валял. Нет, это должно быть совместное решение с ребенком, просто обсуждение его выбора себе за старания.

Наши привычки — это набор прочно сформированных нейронных сетей, помните про рельсы и трамваи. Режим помогает водителям трамвая в нашей голове научиться делать всё на автомате, не задумываясь особенно, какую кнопку нажимать, куда смотреть и т.д. Это такой рациональный механизм психики по экономии энергетических затрат. 

Поэтому режим дня – хорошая вещь, кроме того, еще и стабилизирующая психику. Школьник должен знать, во сколько он просыпается в школу, завтракает, обедает, чем занимается после школы, когда учит уроки, ужинает, ложится спать. Эти этапы дня должны происходить примерно в одно и то же время.

Фото: LEGION-MEDIA

Любая дополнительная нагрузка, будь то занятия музыкой или спортом — это не только физический расход энергии, это еще и отличный тренажер для мозга. Тренировка межполушарного взаимодействия дает огромный бонус для более эффективной и слаженной работы мозговых структур, то есть, по-простому, мозги начинают работать лучше.

Также дополнительная нагрузка положительно влияет на самооценку. Например, у ребенка хорошо получается кататься на коньках или играть на скрипке, он получает одобрение, похвалу — в разы повышается самооценка, а это крайне немаловажный фактор. 

Особенно если школьник не очень хорошо учится или у него есть проблемы по каким-то отдельным предметам. Этот факт — не очень хорошие оценки, недовольство родителей и учителей — может привести к снижению своей ценности, потери веры в себя, разочарованию в себе. И если есть область, где он один из лучших, то дополнительная секция или кружок может быть отдушиной, которая скомпенсирует потерянные баллы по самооценке.

Но нагрузка также может привести к переутомлению. Есть родители, считающие, что ребенок должен заниматься развитием 24 часа в сутки, иначе он не успеет добежать первым, в иллюзорных представлениях родителей не сделается победителем всего земного шара. Этой крайности также следует избегать. 

Дети должны быть детьми, они хотят поиграть, позаниматься всякой интересной для них ерундой, порисовать, посидеть за компьютером. Предоставьте школьнику эту возможность – быть ребенком.

Получите востребованную интернет-профессию на курсах Нетологии со скидками по промокодам от 7Дней.ru!
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Что делать, если ребенок не хочет пробовать новую еду
Этот материал нам помогли подготовить клинический психолог, нейропсихолог, специалист по краткосрочным методам психотерапии, сказкотерапевт, руководитель семейного клуба психологии и развития «Древо», ведущая женских кругов Дарья Живина и герои мультсериала «Дракошия» Тоша и Рути. Мы узнаем, как же познакомить «нехочуху» с новыми блюдами.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог
На сайте предоставлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитеь к врачу.