[AD]
  • На главную
  • Здоровье
  • Психология отношений
  • Трудный сентябрь, или Как облегчить ребенку адаптацию к школе

Трудный сентябрь, или Как облегчить ребенку адаптацию к школе

На носу 1 сентября, когда у многих детей закончится беззаботное детство и наступит новый этап в...
Фото: Legion-Media

На носу 1 сентября, когда у многих детей закончится беззаботное детство и наступит новый этап в жизни. Как сделать так, чтобы сложный период прошел быстрее и с минимальными потерями для психики ребенка?

Из письма читательницы: «В последнее время мой сын сильно изменился. Стал каким-то дерганым, все время «включает клоуна», не слушается, порой скандалит. Возможно, это влияние последних месяцев, которые мы провели на самоизоляции. Но сентябрь на носу, и я просто в ужасе, вдруг он так же будет вести себя и в школе? Как ему помочь? Нужно ли вмешательство специалиста?»

«Нынче в школе первый класс вроде института», — пела когда-то давно Алла Пугачева, но многие родители и сейчас с ней согласятся. Хотя чаще всего сложности в первом классе у ребенка возникают вовсе не из-за «задач с иксами», а просто потому, что кардинальные изменения привычного окружения, смена основного вида деятельности совпадают с кризисом семи лет. О нем и о том, как облегчить ребенку переход от привычной роли дошколенка к «взрослой» жизни, мы поговорили с нашим экспертом — психологом Максимом Клоковым.

Почему он стал таким несносным?

Представьте, что в один прекрасный день вы разом сменили профессию, перешли работать в другую компанию и лишились всех своих знакомых и друзей. Вам предстоит наладить новые социальные контакты, научиться невероятному количеству навыков и умений… Легко? А теперь новые вводные: вам — семь лет, и, ко всему прочему, вы столкнулись со сложным психологическим периодом, которой не осознаете. Именно так и чувствует себя первоклассник.

Готовность к школе — это прежде всего успешное прохождение так называемого кризиса семи лет, когда основная деятельность ребенка с игровой меняется на учебную. «Кризис — это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого, — объясняет психолог Максим Клоков. — Что касается кризиса семи лет, то важно заметить, что он не начинается ровно в этом возрасте как по часам. У одного ребенка психологические проблемы могут начаться в шесть лет, у другого — около семи лет, а некоторые могут столкнуться с кризисом и в 8—9 лет. В это время меняется внутренний мир ребенка при относительной неизменности внешнего. Меняются потребности и мотивы, движущие его поведением. До семи лет ребенок взаи­модействует с миром через игру и родителей. После — он вдруг осознает, что мир вокруг гораздо больше, нежели он себе представлял. То, что для ребенка было важным, направляющим, на следующей ступени развития становится относительным и незначительным. Появляются новые интересы, новая деятельность, а главное, перестраивается сознание. Поведение резко меняется, становится более «трудным». Именно поэтому некоторые дети так сложно адаптируются к школьной жизни. Особенно это касается тех, кто не прошел кризис семи лет до того, как сесть за парту. Если вы видите, что ребенок строит из себя клоуна, капризничает, замкнулся в себе или стал неуправляемым, знайте, он проходит кризис. Эти признаки впервые описал выдающийся российский психолог Лев Семенович Выготский».

Как ускорить адаптацию?

Адаптация к школьной жизни может занять у некоторых детей достаточно продолжительное время, иногда затягиваясь до конца учебного года. При самом лучшем раскладе ребенок вольется в учебную деятельность через 2—4 недели после 1 сентября. «Первоклассник в норме испытывает потребность в социальной деятельности, — говорит специалист. — Он стремится получить новую социальную роль — роль школьника. И, конечно, если у него не получается учиться, он очень от этого страдает. Самое плохое, что может сделать в данном случае родитель, — это ругать или отчитывать своего сына или дочь за неуспеваемость. Если, например, добиваться от ребенка идеального выполнения домашних заданий, идеальных крючочков, отступов и прочего, у малыша может развиться перфекционизм, когда человек делает все либо «на пятерку», либо не делает вообще. Второе, к сожалению, происходит гораздо чаще. Именно требуя идеального выполнения работы, родители рискуют привить детям ненависть к учебе и сформировать у ребенка страх ошибки и неудачи. В будущем это может привести к отлыниванию от домашнего задания, прогулам, даже хулиганству и срывам уроков… И это только то, что касается школы, — отмечает Клоков. — Вместо того чтобы заставлять бесконечно переписывать работу, стоит отмечать даже мелкие успехи, хвалить за старательность, а главное — за то, что ребенок справился с уроками сам. Ваша задача не помочь ему сделать все идеально с первого раза, а указывать на прогресс: «Посмотри, в этот раз у тебя получилось лучше, чем в тот», «Какая красивая буква «А» вышла. Молодец!» и тому подобное. Это сильно облегчит адаптацию для школьника. Понимание и поддержка ребенка очень важны, так как именно в этом возрасте закладывается его самооценка, его «внутренний голос», который впоследствии может как помогать: «Я молодец!», «У меня обязательно получится», так и мешать: «Вот дурак», «Все не как у людей». От действий родителей зависит и то, как ребенок будет общаться с одноклассниками и учителями, как реагировать на критику».

Максим также подчеркивает, что родителям первоклассников стоит набраться терпения, так как после прохождения кризиса у ребенка поменяется поведение. «Если до кризиса было так: ребенку сказали, и он сделал, то теперь между «сказали» и «сделал» появляется вопрос «зачем». Так что родителям нужно научиться объяснять ребенку смысл заданий, разговаривать с ним уважительно, отвечать на любые нестандартные вопросы».

Для кого первый класс слишком трудный?

Некоторые родители задаются вопросом: «Ну почему Вася и Лена уже все делают сами, а мой не может? Почему одноклассники сына ведут себя хорошо, а мой дерется?» Помните, за поведением ребенка в первом классе нужно следить особенно внимательно. Неуспеваемость, плохое поведение, отсутствие школьных друзей, уход в себя, проще говоря, когда ребенок «ловит ворон» на уроках, даже банальная лень — все это говорит о трудностях адаптации.

Существуют варианты поведения, на которые нужно обратить особое внимание. Во-первых, это так называемые гиперактивные дети. Им сложно усидеть на месте, у них с парты бесконечно падают ручки и карандаши и кризис семи лет наступает значительно позднее био­логического возраста. Ругать за плохое поведение, витание в облаках таких учеников бесполезно. В трудных случаях помогает слаженная работа невролога, психотерапевта, психолога и родителей. Сложнее адаптироваться и детям, которые быстро утомляются. Их еще называют астениками. Таким стоит снизить нагрузку и исключить на первое время кружки и секции.



ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.

Ума Турман (Uma Thurman) Ума Турман (Uma Thurman) актриса
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Загрузка...


! На сайте представлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.
+