Первые навыки: что ребенок должен уметь в 1 год

Рассказываем, чему учится малыш с точки зрения физического и психического развития.
Елена Володина
|
04 Февраля 2021
Фото: LEGION-MEDIA

Первый год жизни — самый интересный и стремительный. За это время ребенок из новорожденного несмышленыша превращается в маленькую личность, которая пытается ходить и разговаривать.

Для родителей этот период связан с переживаниями: насколько гармонично развивается малыш, быстро ли осваивает положенные навыки, почему у него что-то не получается и как поступить в этом случае. На эти вопросы ответила Мадина Абдулаева, ведущий педиатр, старший врач Детской клиники «Медси» на Пироговской.

Обратите внимание, что доктор рассказывает о средней норме: одному ребенку некоторые навыки даются быстрее, а кто-то освоит их чуть позже.

К году в среднем ребенок весит около 10 килограммов при росте 75-78 сантиметров, т.е. примерно добавляет 25 сантиметров к исходной длине при рождении.

У малыша прорезываются восемь молочных зубов: центральные и боковые, верхние и нижние резцы.

Фото: LEGION-MEDIA

К первому году жизни малыш учится самостоятельно сидеть и приседать, наклоняться, ползать, вставать на ноги и пытается ходить. Некоторые дети в год ходят уже самостоятельно, а некоторым еще нужна рука взрослого.

«Ползанье — важный процесс, который способствует образованию межполушарных и нейронных связей, также укрепляются мышцы рук, ног, спины, что подготавливает ребенка к вертикализации, тренируется зрение, — рассказывает Мадина Абдулаева. – Родители должны создать условия для ползанья: подготовить пространство, убрать лишние предметы, мотивировать малыша ползти, например, привлечь внимание игрушкой. Поддерживайте ребенка на этом этапе развития».

Впрочем, некоторые дети сразу же пытаются встать на ноги, пропустив этап ползанья.

Также в год ребенок может выполнять простые действия и поручения, например, поднимает и подает родителю какой-то предмет.

В это время начинается активная познавательная деятельность.

Фото: LEGION-MEDIA

Годовалый ребенок начинает активно подражать взрослым. Играя, переносит действия с одного предмета на другой: катает, водит, кормит, баюкает и т.д.

Может собрать пирамидку или построить две-три фигуры из кубиков, делает лепешки, катает колбаски из теста, глины, пластилина.

Познает мир квартиры: открывает и закрывает дверцы шкафов и ящиков, достает оттуда вещи и предметы, изучает их, играет ими.

Фото: LEGION-MEDIA

Это время формирования характера. Малыш проявляет самостоятельность, активно выражает негативные эмоции или доброжелательность, имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пытается настоять на своем.

Формируются понятия «можно» и «нельзя», обыденные понятия, ребенок реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.

Малыш отличает, когда его ругают или хвалят.

Он узнает на фотографии знакомого взрослого, например, это мама, а это папа. Интересуется своим отражением в зеркале, как правило, реагирует эмоционально.

Также один год — это первый период бесстрашия.

Малыш продолжает активное развитие речи — сенсорной (способность связывать слышимое слово с конкретными предметами) и моторной (находит правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, переключается от одного слова к другому).

У него есть свой собственный язык и взрослый словарный запас из 8-10 слов (да, нет, мама, папа, дай и т.д.). Может подражать звукам, например, показывает, как мяукает кошка, легко подражает новым слогам.

Ребенок знает, как его зовут и отзывается на имя.

В основном речь малыша в это время связана с эмоциями, напоминает междометия. Часто разговаривает сам с собой, но вместе с этим ждет понимания и соответствующих действий от взрослого.

Фото: LEGION-MEDIA

К году ребенок учится пользоваться ложкой и чашкой, самостоятельно пьет из чашки — берет ее руками, ставит на стол. Откусывает, жует твердую пищу.

Может снимать подгузник самостоятельно, если ему некомфортно (жарко или подгузник полный). В туалет в таком возрасте просятся единицы.

«Отсутствие вышеизложенных навыков к году — это повод для беспокойства, — считает педиатр. — Например, если ребенок не смотрит в глаза, не выполняет поручения, не проявляет эмоций в ответ, не говорит к году хотя бы 3-4  простых слова».

Также могут быть и другие проблемы. Если со зрением, то ребенок спотыкается, не обходит предметы на своем пути, не прослеживает взглядом игрушку.

Если проблемы со слухом, то малыш не реагирует на звуки и речь взрослого, на громкие звуки, типа хлопка в ладоши и т.д.

«В любом случае при обязательном ежемесячном осмотре педиатр обращает внимание на эти моменты, интересуется умениями и навыками ребенка, оценивает состояние и дает оценку текущего нервно-психического, физического и моторного развития, — добавляет врач. — Поэтому так важны ежемесячные визиты к педиатру».

Тревожный ребенок: как с этим справиться?
Тревожный ребенок: как с этим справиться?
ПОДРОБНЕЕ

ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.
Иван Охлобыстин Иван Охлобыстин актер, режиссер, сценарист, драматург, журналист и писатель
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Загрузка...

! На сайте представлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.
+