Май – это период высокого стресса для школьников, которым предстоят экзамены. Во время подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ на плечи подростка ложится огромный груз ответственности и психологического давления со стороны школы, учителей и родителей.
Стресс в этот момент может зашкаливать, особенно у тревожных детей. Рассказываем, как сохранять спокойствие ребенка в сложный период сдачи экзаменов.
Тревожные дети
Тревожные расстройства у детей и подростков достаточно распространены в России. По данным эпидемиологических исследований, их частота варьируется от 9 до 32 процентов (1), при этом отмечается тенденция к увеличению (2).
Тревожность отражается на всех сферах жизни ребенка, ухудшая не только показатели школьной успеваемости, взаимоотношение в семье и обществе, но и самочувствие. Например, на уровне нервной системы это выражается учащенным сердцебиением и дыханием, усиленным потоотделением и т. д.
Тревожный ребенок также беспокоен, напряжен, постоянно опасается и переживает мрачные предчувствия. Но самое главное, что все его страхи не соответствуют содержанию вызывающих их ситуаций.
Во взрослом возрасте это может привести к другим расстройствам эмоциональной сферы.
Плечо родителей
Поддержка ребенка, дающая ему спокойствие и уверенность, должна начинаться с родителей. Особенно если вы замечаете у него признаки тревожного расстройства.
Период сдачи экзаменов и поступления – очень сложный. Многие дети и родители считают его чуть ли не основополагающим в жизни. Нужно объяснить подростку (и иногда родителям), что поступление в намеченное учебное заведение важно, но если не получится, то жизнь на этом не закончилась. Можно поступить на следующий год (лучше подготовившись по предметам) или попробовать в этом году, но подать документы в другой вуз или колледж.
Угрозы и давление – это худшее, что может услышать подросток, который и без того на стрессе. А еще нужно помнить, что дети в это время переживают гормональную бурю взросления, поэтому им вдвойне тяжелее.
Если родители сами тревожные, то это прекрасное время, чтобы осознать проблему и пойти в терапию. Проработав свою тревожность, вы автоматически поможете своему ребенку, перестав лишний раз накручивать и нервировать его.
Не забывайте проговорить слова поддержки и любви вслух – это важно слышать детям в любом возрасте.
Поддержка нервной системы
Нервная система подростков еще не созрела до конца, поэтому кроме моральной поддержки им может понадобиться поддержка препаратами. К сожалению, применение большинства из них у детей и подростков ограничено в связи со значительной частотой и выраженностью побочных эффектов.
В этом смысле вызывает интерес препарат Тенотен® детский. Так, исследование «Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков» показало хорошие результаты по снижению тревожности, социальной фобии, панических атак и страха физической травмы (3).
Тенотен® детский помогает успокаивать и снижать повышенную возбудимость нервной системы, повышает адаптацию к стрессовым событиям, нормализует процессы обучения и памяти. Он также позволяет ребенку оставаться собранным и спокойным, легче переносить школьные нагрузки.
Распорядок и питание
К базовым моментам физического и психического здоровья ребенка относятся режим дня, активный отдых и правильное питание.
Это классические рекомендации:
- Здоровый сон (он занимает 7-9 часов), пробуждение и засыпание — примерно в одно и то же время. Гаджеты и телевизор отключаются за час, а лучше два до сна;
- Питание максимально разнообразное, с подключением сезонных продуктов (первые овощи и зелень, местные ягоды). Не забывайте про белок, который выполняет строительную функцию в организме – 1 грамм на 1 килограмм веса. Также сложные углеводы (каши, овощи) и полезные жиры (авокадо, орехи, растительные масла);
- Питьевой режим также должен соблюдаться – в среднем это 30-33 миллилитра воды на 1 килограмм веса ребенка;
- Отдых ребенка лучше проводить на свежем воздухе. Подключайте активные игры – так в кровь попадает больше кислорода, который нужен для эффективной работы мозга;
- В период подготовки и сдачи экзаменов с ребенка стоит снять какие-то не важные в данный момент обязанности: например, работу на даче, присмотр за младшими братьями и сестрами и т. д.;
- Объясните подростку важность смены учебной нагрузки и отдыха. Например, 45 минут занятий — и перерыв на 10-15 минут, как в школе. Так пройденный материал запоминается лучше;
- Периодически проводите время вместе с семьей – сходите в кино или на прогулку. Это тоже смена деятельности, полезная для мозга, плюс своеобразная поддержка.
Источники:
- Essau CA, Gabbidon J. Epidemiology, comorbidity and mental health service utilization. In: Essau CA, Ollendick TH, eds. The Wiley-Blackwell handbook of the treatment of childhood and adolescent anxiety. Chichester: Wiley-Blackwell; 2013;23-42. doi: 10.1002/9781118315088.ch2.
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM-5). American Psychiatric Association. Washington. 2013.
- Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков