Распространенность СВДГ в мире составляет порядка 3-8 процентов. В странах с развитой экономикой процент заболевания выше.
Главная причина появления синдрома кроется в аномальном развитии центральной нервной системы и неравномерном формировании структур головного мозга. У людей с СДВГ более тонкая префронтальная кора, которая отвечает за внимательность, самоконтроль и регуляцию эмоций.
Как избавить детей от этого недуга расскажет Александр Юрьевич Шишонин, доктор, кандидат медицинских наук, у которого есть уникальный опыт лечения.
А.Ю.: Уже из названия заболевания становится ясно, каковы симптомы и беды болезни: нет усидчивости, дети не могут сосредоточиться на учебе, внимание рассеяно, успеваемость низкая, а стало быть, в будущем низкая социальная успешность, высокий риск асоциальных проявлений со всеми вытекающими…
Расстройству одинаково подвержены дети обоих полов. У мальчиков главной особенностью является гиперактивность, а у девочек — снижение концентрации внимания. Такие дети и сами психуют, и весь класс заводят.
А еще у них происходит смена маниакально-депрессивных состояний. Маниакальность — это когда у ребенка хорошее настроение, он возбужден, носится как угорелый. А потом вдруг срывается в депрессию, сидит, смотрит в одну точку, ничего не хочет, никого не видит. Понятно, что такой ребенок не может нормально учиться, нормально усваивать материал, общаться.
Врачи выделяют три подвида СДВГ:
- С преобладанием дефицита внимания, когда человек не может сосредоточиться, рассеян, забывчив.
- Гиперактивный и импульсивный. При этом подвиде человеку сложно долго находиться в одной позе и сдерживать эмоциональные порывы.
- Объединяет в себе признаки первого и второго, встречается чаще других.
— И как же сегодня врачи лечат СДВГ?
А.Ю.: СДВГ еще недостаточно изучен. Не все специалисты знают критерии оценки. Многие не понимают, как диагностировать и лечить заболевание, что приводит к ошибкам.
Если говорить о лечении, то есть два способа. Первый — когнитивно-поведенческая терапия. Она получила все возможные обоснования с точки зрения науки. Т.е. статистика подтвердила эффективность этого метода и он вошел в арсенал доказательной медицины. Это действительно хороший метод! Он представляет собой активный диалог с разными игровыми элементами между терапевтом и пациентом.
Но это очень дорогой метод, как любая психотерапия, причем детская психотерапия дороже взрослой, потому что в разы сложнее.
Второй способ традиционный — медикаментозный. Назначение фармпрепаратов, в основном психостимуляторов. Все они действуют через допаминовые и серотониновые рецепторы. Это улучшает настроение, бодрит, повышает ясность мысли.
Но при этом, открыв, например, Википедию, мы увидим, что там написано: «Механизм действия на данный момент достаточно не изучен».
— Каковы черты начинающегося синдрома, на которые родители должны обратить внимание?
А.Ю.: Беспокойство, склонность к периодическим зависаниям в дурном настроении, депрессии, плохое поведение и агрессивность, ребенку говорят, чтобы сидел спокойно, а он не может. Среди настораживающих признаков: младенчик часто срыгивает, ребенок плохо спит, у него случаются кровотечения из носа, кислый запах изо рта, укачивает в машине, боится ездить или застрять в лифте.
Если у него проблемы в школе, прежде всего с русским языком и литературой. Если он вообще плохо учится, убегает из дома… Все это предвестники начинающегося или уже начавшегося СДВГ.
— Какова же причина СДВГ?
А.Ю.: Она, к сожалению, весьма распространена в современном мире — хроническое кислородное голодание мозга. Человек как будто все время придушен, поэтому организм детей тянет подвигаться побольше, чтобы продышаться, выйти куда-то на открытое место.
Кстати, у многих возникает клаустрофобия разной степени — боязнь замкнутого пространства. Вот, например, на лифте ребенок почему-то не любит ездить или хочет из класса выбежать во время урока… Недостаток кислорода!
Профессор Ратнер, незаслуженно забытый медициной, называл это хронической гипоксией головного мозга. А возникает это состояние, как прекрасно описано в монументальной работе Ратнера «Неврология новорожденных», которую мало кто из врачей читает, в результате скрытых родовых травм новорожденных.
И то состояние, названное им хронической гипоксией головного мозга, которое отражается на поведении, успеваемости, точь-в-точь соответствует сегодняшнему синдрому дефицита внимания и гиперактивности! Но никаких других работ, кроме ратнеровских, утверждающих эту связь, нету. А Ратнером это было гениально описано еще в прошлом веке.
— Как проходит лечение в Вашей клинике?
А.Ю.: В моей клинике работа с детками с СДВГ включает в себя мануальную коррекцию и восстановление положения шейных позвонков посредством воздействия на поверхностные и глубокие мышцы шеи и спины. Также задействуется индивидуальная адаптивная лечебно-оздоровительная физкультура, работа с неврологом.
Методы лечения подбираются под возраст ребенка и образ жизни. В случае детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, ключевую роль играет консультирование родителей психологом клиники, предоставление им способов для правильного налаживания коммуникации с ребенком. Ведь родители — это те люди, которые, в первую очередь, должны поощрять полезные навыки своего сына или дочери.
Благодаря всестороннему подходу наших специалистов признаки СДВГ у ребенка становятся менее явными. Он обучается правильно взаимодействовать с социумом, концентрировать внимание, управлять собственным телом и справляться со стрессом.
У нас есть пульмонологи, дантисты, лоры… но почему-то шея, через которую идет кровоснабжение мозга, в нашей медицине не только не удостоилась отдельного специалиста, но и вообще выпала из внимания. Как будто шеи и нет.
- Адрес клиники: 117588, г. Москва, ул. Ясногорская, д. 5, эт. 3.
- Часы работы: Пн.-пт: 9.00 — 21.00; сб: 9.00 — 18.00; вс: выходной.
- Тел.: 8 (800) 555-76-81
- www.shishonin.ru
- ЛО-77-01-019609 от 13.02.2020 г.