
Если ваш ребенок заговорил в 1,5 года, вы, скорее всего, даже не задумывались о механизме этого чуда. А ведь это удивительно: путь от младенца, который может только кричать, до трехлетки, который способен рассуждать почти как взрослый, занимает так мало времени. Правда, такое развитие событий бывает не у всех.
Рассказываем, почему стало больше детей с нарушениями речи и как минимизировать этот риск у ребенка.
Что нужно, чтобы ребенок заговорил

«Речь — это самый сложный вид деятельности, который приходится осваивать ребенку. Кажется, что все происходит само собой, но на самом деле, и ребенок, и его родители проделывают огромную подготовительную работу».
Для речи необходимо:
- определенный набор генов (обязательное, но недостаточное условие);
- слух;
- функциональная зрелость мозга, которая позволяет понимать услышанное, превращать мысли в слова, а также управлять мышцами, необходимыми для артикуляции;
- взаимодействие с другими людьми, которые говорят;
- желание сообщить этим людям что-то, для чего недостаточно только крика.
Причины нарушений речи

Почему сейчас стало больше детей с нарушениями речи и как родители могут влиять на развитие речи ребенка?
1. Гены
«Речь — настолько сложная задача для мозга, что какой-то один «ген речи» найти невозможно, — продолжает эксперт. — Более того, ученые пока не уверены: мы используем для речи, какие-то особенные человеческие возможности мозга или то, что получили в наследство от животных. Ведь геном человека отличается от генома шимпанзе всего на 2 процента».
Еще одна новость по поводу генов. Раньше думали, что генетический материал, полученный ребенком от родителей неизменен. Теперь стало известно, что некоторые гены могут меняться на протяжении нашей жизни под воздействием опыта.
Направление науки, которое изучает такие изменения называется «эпигенетика». Жизненный опыт ребенка во многом зависит от родителей. А это значит, что образ жизни может способствовать нормальному развитию ребенка или «подпортить» даже гены.
2. Слух
Ребенок начинает слышать еще до рождения — примерно с 21 недели внутриутробной жизни. Находясь в матке, малыш лучше всего слышит голос мамы. И это необходимый сенсорный опыт, влияющий на будущее развитие речи.
Слуховые пути в мозге ребенка активно формируются на протяжении всей внутриутробной жизни, чтобы сразу после рождения ребенок уже мог внимательно прислушиваться к речи окружающих и учиться говорить. Больше всего новорожденный ребенок обращает внимание на речь мамы — и это не удивительно, он ее уже слышал.
В роддоме проводят скрининг слуха новорожденных. Чем раньше выявлены нарушения слуха, тем быстрее ребенок получит помощь, необходимую для полноценного развития речи. Но в некоторых случаях этого недостаточно.
Обязательно нужно провести комплексую диагностику слуха с помощью нескольких приборов, если у ребенка есть задержка в развитии речи. Внимательные родители уже в 4-5 месяцев могут заметить, что ребенок не реагирует на их речь. Это повод проверить в первую очередь слух.
3. Функциональная зрелость мозга

Но даже если слух у малыша в порядке, может оказаться, что мозг не умеет обрабатывать услышанную информацию. Это результат функциональной незрелости мозга. В этом случае ваша речь будет звучать для ребенка как звуковой хаос. Такая ситуация бывает у детей с аутизмом и тяжелыми нарушениями речевого развития.
Помимо того, что у мозга должен быть образец того, как звучит речь, он должен уметь управлять мышцами во рту, чтобы ребенок смог произносить звуки речи. Это умение приходит не сразу. Даже в 4-5 лет, ребенок может искажать некоторые звуки родного языка.
Но если в 2 года ребенок молчит или его речь совершенно непонятна для окружающих, это тревожная ситуация, нужно обращаться к специалистам.
4. Взаимодействие
Может показаться, что ребенок учится говорить, повторяя то, что слышит от взрослых. На самом деле, лингвисты, изучающие речевое развитие младенцев, обнаружили, что все наоборот: взрослые во много раз чаще повторяют те звуки, которые произнес младенец. Таким образом, между взрослым и ребенком возникает диалог без слов, который в будущем наполняется словами.
В какой-то момент, когда мозг ребенка достиг определенной функциональной зрелости, а взаимодействие между вами и малышом развивается, у ребенка возникает потребность в освоении новых средств общения — речи.
Почему много детей с нарушениями речи

Медицина шагнула вперед, сейчас выхаживают малышей, у которых раньше не было шансов на жизнь. Но нужно понимать, что преждевременно родившиеся и маловесные дети находятся в группе риска и требуют большего внимания для полноценного развития.
Чаще всего слуховая и вестибулярная системы у таких детей не достигают необходимой функциональной зрелости к моменту родов.
Кроме того, изменился образ жизни родителей, поэтому ранний жизненный опыт малышей не всегда способствует своевременному развитию речи:
- Взрослые меньше взаимодействуют с детьми, предпочитая занимать ребенка гаджетами с первых месяцев жизни.
- Появилось много устройств, облегчающих уход за младенцем. Использование этих устройств также способствуют уменьшению времени взаимодействия родителей с малышом.
- Ребенок меньше слышит речь взрослых, обращенную к нему.
- Некоторые дети питаются протертой пищей из баночек до школы, хотя твердая пища и необходимость жевать тренируют мышцы, участвующие в речи.
- Дети стали меньше двигаться, потому что их возят (коляска, машина и т.д.). Речь — это движение. Развитие крупных мышц помогает мозгу научиться контролировать артикуляционные мышцы. Двигательная активность способствует тому, что организм продуцирует нейробелки, необходимые для речевого развития.
Как минимизировать риск нарушений речи

Эксперт рекомендует больше читать ребенку книжек с первых дней жизни и петь колыбельные песни — это поможет развивать слуховое восприятие.
Помните, чем позже ребенок познакомится с гаджетами, тем лучше для его развития. Общение с мамой и папой — вот, что действительно важно.
«Мозг развивается по принципу «используй или потеряешь», — объясняет профессор. — Создавайте возможности для того, чтобы ребенок мог практиковаться в том, что уже умеет делать: ползать, ходить, жевать и т.д. Все двигательные навыки напрямую связаны с развитием мозга и развитием речи».
«Красные флажки», указывающие на риск нарушений развития речи у ребенка:
- плохо сосет грудь с первых дней жизни;
- в 2 месяца не реагирует на звуки;
- в 3-4 месяца не проявляет радости, когда вы пытаетесь с ним разговаривать;
- в 4-5 месяцев не радуется, когда вы играете с ним в «ку-ку» (появляетесь в поле зрения и прячетесь);
- не лепечет или произносит только однообразные звуки к 8 месяцам;
- нет указательного жеста к возрасту 12 месяцам;
- нет первых коротких слов в 12 месяцев.
Дополнительные источники: