При построении межличностных отношений без эмпатии не обойтись. Она помогает нам коммуницировать друг с другом, делиться переживаниями, анализировать свои и чужие поступки, а также выстраивать крепкие и доверительные отношения.
В психологии эмпатию разделяют на три вида: когнитивную, эмоциональную и предикативную.
Когнитивная эмпатия основана на умении сравнивать, анализировать и делать выводы. Такой человек всегда обращает внимание на мимику, жесты, выражение глаз, голос собеседника, что помогает ему уловить психологический настрой и, следовательно, грамотно выстроить общение и донести свою мысль до другого. К слову, люди с развитой когнитивной эмпатией могут использовать свои навыки для манипулирования.
При эмоциональной эмпатии человек остро реагирует на чувства и эмоции окружающих. Чужую боль или радость они ощущают, как свою собственную, из-за чего у таких людей нередко наблюдаются эмоциональные и нервные перегрузки.
Способность к предикативной эмпатии отличается умением предугадывать чувства и настроение человека и, таким образом, понимать мотивы его поступков.
Ученые из Кембриджского университета провели исследование и пришли к выводу, что эмпатия может быть как врожденной, так и приобретенной. Так, у 10% опрошенных способность к сопереживанию определяется именно генами, в то время как на оставшиеся 90% влияют среда и культурные факторы. При этом ученые из США отмечают, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Во многом это связывают с традиционными гендерными ролями в обществе, предполагающими, что первые наиболее склонны к доброте и заботе.
Отсутствие эмпатии, в свою очередь, может являться признаком психических заболеваний, таких как нарциссическое расстройство личности, аутизм, психопатия.
Умение распознавать чувства другого человека, улавливать его эмоции и грамотно на них реагировать необходима практически во всех сферах жизни. Психологи уверяют, что эмпатию можно развить, а сделать это помогут следующие способы.
Во-первых, важно уметь слушать собеседника: уделяйте внимание его вербальной и невербальной коммуникации, не перебивайте, задавайте уточняющие вопросы, если что-то недопоняли, не навязывайте свое мнение.
Во-вторых, всегда старайтесь поставить себя на место собеседника. Постарайтесь понять, что этот человек сейчас чувствует, и отнестись к его точке зрения уважительно, даже если вы с ней не согласны.
Расширяйте круг общения. Это поможет вам не только улучшить ваши коммуникативные навыки, но и лучше понимать чувства и эмоции других людей.
Попробуйте заняться волонтерской деятельностью — так вы сможете узнать многое о том, о чем раньше, возможно, и не задумывались.
Подпишись на наш канал в Telegram