В межсезонье все адаптационные механизмы — стрессоустойчивость и в целом психоэмоциональное состояние, выходят на первый план. Чаще это касается жителей мегаполисов, у которых повышен риск срывов из-за огромного потока информации разного рода. Не говоря уже о том, что у каждого из нас есть свои особенности психики, недосып и зависимость от гаджетов.
И это о взрослых. А что же касается детей? Их психика развивается, механизмы защиты еще полностью не сформированы. Подростки? Им еще сложнее. Наряду с социальным давлением — учебой, экзаменами, репетиторами, спортивными секциями, музыкальными школам, они переживают гормональную бурю взросления.
При этом дети часто не имеют возможности выбирать и расставлять приоритеты, они вынуждены подстраиваться под взрослых. Все это оказывает сильное психологическое давление на них, которое может вылиться в серьезные проблемы со здоровьем.
Рассказываем о 10 способах облегчения жизни ребенку и сохранения его спокойствия.
Хронический стресс у детей
Детская психика не всегда справляется с внешними факторами. А затяжная тревога у ребенка может привести к сбоям в работе всего организма — рискуют, в частности, эндокринная и вегетативная нервная системы, которые регулируют деятельность внутренних органов и тонус сосудов.
«Самый главный стрессовый фактор для детей — это школа. Школа требует, невротизирует, особенно, в старших классах, когда начинаются ОГЭ и ЕГЭ. Каждый год после экзаменов госпитализируются десятки детей с термоневрозами, вторичными энурезами, заиканием, нарушением пищевого поведения».
Эксперт также приводит статистику невротических нарушений у детей средней и старшей школы — 58 процентов имеют разные нарушения, например, проблемы со сном, расстройства ЖКТ, заболеваемость ОРВИ на фоне стресса, невротический кашель (при волнении).
Поэтому хронический стресс — опасное состояние для организма.
Родителям важно отслеживать красные флажки и бить тревогу, если у ребенка наблюдаются:
- истощение — чрезмерную усталость, перегруженность и невозможность с этой усталостью справиться;
- обесценивание учебы (нежелание ходить в школу, отсутствия интереса к урокам и даже к некогда любимым школьным предметам);
- чувство несоответствия другим и неоправданные ожидания (если ребенок чувствует, что «недотягивает» или, напротив, «недооценен» окружающими).
«Дети и подростки сегодня находятся в ситуации, когда они вынуждены выполнять множество разнонаправленных задач — образование становится все более тяжеловесным. Важно помнить, что в юном возрасте человек не может просто так сменить деятельность, взять отпуск или просто бросить учебу, чтобы вернуть эмоциональный баланс».
Надо ребенку помочь в этом.
10 способов помочь ребенку
- Выстроить режим дня. Отдых и нагрузка должны чередоваться. Ребенок обязательно должен спать по 8-10 часов ночью, стараясь ложиться в одно и то же время, сбалансированно питаться и следовать четкому распорядку дня.
- Нужно дозировать использование гаджетов, особенно, убирать их за 2-3 часа до предполагаемого сна. Голубой свет экрана снижает выработку мелатонина, а именно этот гормон сигнализирует телу, что пришло время сна.
- Дети должны играть в разные игры, как активные, например, на свежем воздухе, так и пассивные — шахматы, скрабл и т.д. Но не на компьютере или планшете.
- У ребенка должно быть хобби - от чего он получает удовольствие и что дает ему ресурсы. Именно то, чем он хочет заниматься, а не родители считают нужным.
- Возможно, понадобится медикаментозная поддержка. Противотревожные средства, например, гомеопатические — они позволяют не снижать когнитивные способности и не вызывают сонливость. Это важно, потому что многие противотревожные препараты снижают реакцию, а ребенок должен быть включенным, сфокусированным.
Также в препаратной поддержке ребенка могут участвовать магний, витамины группы B и т.д. - Если родители чувствуют, что их поддержки недостаточно, не стоит бояться обращения за помощью к специалистам. Детям могут помочь детские психологи и неврологи.
- Общайтесь со своими детьми, узнавайте их интересы, проводите вместе время без телефонов. Ненавязчиво расспрашивая ребенка о его чувствах и мнении, вы дадите ему возможность проговорить и понять собственные эмоции. Используйте для этого принцип «разберемся вместе и не спеша». В сложных для детей ситуациях действительно важно поставить локальную задачу и искать совместные решения под разными углами.
- Иногда устраивайте день ничегонеделанья. Закажите пиццу, болтайте, деритесь подушками, смотрите сериал и т.д.
- Не ругайте ребенка за плохие оценки, поддержите его, станьте для него опорой. Также никогда не сравнивайте ребенка с его одноклассниками или друзьями. В будущем регулярные сравнения могут привести к ощущению неполноценности.
Лучший вариант — сравнивать ребенка с ним самим, а точнее — с его же результатами — прошлыми или потенциальными. Так подросток научиться объективно оценивать свои успехи или неудачи и не будет постоянно оглядываться на сверстников, стараясь быть лучше других. - Начните с себя. Если вы тревожная личность, много переживаете, возможно, нужно обратиться к психологу, чтобы перестать невротизировать не только себя, но и ребенка. Дети и подростки хорошо считывают чувства и эмоции родителей, поэтому тревога часто проецируется и на них.
«Ребенок — это не раб семьи и не амбициозный проект, который должен реализовать поставленные родителями задачи», — подытоживает доктор Хачатрян.
Ребенок должен быть счастлив, чтобы быть стрессоустойчивым.
Дополнительные источники: