Рефлексия: формы, методы и эффект

Расскажем в тексте о том, что такое рефлексия человека, поделимся примерами вопросов, которые стоит себе задавать, и рассмотрим методы и формы этого явления.
Анастасия Тучкова
|
11 Февраля 2021
Фото: 123RF/legion-media.ru

Рефлексия – это обращение назад. Это навык концентрировать свое внимание и мысли на внутреннем. То есть оценивать собственные поступки, принимать решения, понимать свои чувства, эмоции и ощущения.

Человек, который рефлексирует, думает о своем внутреннем «я», критикует свои действия, сравнивает себя с другими в вопросах общепринятых норм. Рефлексирующий человек будто наблюдает за самим собой.

Психологи считают, что рефлексия – это одно из базовых понятий, на котором строится самоанализ. По мнению специалистов, рефлексия ведет к расширению сознания.

Если человек рефлексирует, он не допустит в будущем таких же ошибок, как раньше.

1.  Контроль и анализ своих мысленных потоков.

2. Оценка своего мышления.

3.  Освобождение от ненужных мыслей.

4. Возможность делать осознанный выбор.

5. Открытие своих скрытых способностей.

Стоит отметить, что конструктивная рефлексия полезна, ведь человек делает правильные выводы и использует полученные знания в дальнейшем. Однако существует и деструктивная рефлексия. Она вредна. Нельзя зацикливаться на проблеме, на неправильном поведении. Из-за этого человек может чувствовать себя виноватым.

1. Ситуативная. Вы анализируется то, что происходит сейчас, в данный момент.

2. Ретроспективная. Вы анализируете то, что произошло в прошлом.

3. Перспективная. Вы планируете и обдумываете свои поступки в будущем.

Фото: 123RF/legion-media.ru

1. Личностная. Вы осознаете собственное «Я», мотивы, свои цели и способности. Благодаря личностной рефлексии формируется самооценка. Это происходит еще в самом детстве, а помогают рефлексировать родители и воспитатели. Дети изучают окружающий мир и тех, с кем они учатся, анализируют свои качества, понимают, что у них есть сильное и слабое. Сопоставляют себя на разных этапах жизни.

2. Интеллектуальная. Мышление развивается в процессе обучения и воспитания. В основном это происходит в школе и университете. Учебная деятельность – основной фактор, который подлежит рефлексированию. Человек осознает свои интеллектуальные качества, у него формируются мыслительные процессы.

3. Метод актуализации. Такой метод используется в определенных ситуациях. Например, во время работы ученика над проблемным содержанием задания, над новым материалом, во время проработки учебных ситуаций, во время группового обсуждения. Педагоги в этот момент выслушивают мнение учеников, пытаются понять, какая у них точка зрения, выслушать аргументы за и против каких-то позиций.

1. Разумно ли я использую свое время?

2. Принимаю ли я что-нибудь как должное?

3. Использую ли я здоровую перспективу?

4. Живу ли я честно по отношению к себе?

5. По утрам чувствую ли я себя готовым к тому, чтобы начать новый день?

6. Посещают ли меня негативные мысли перед сном?

7. Достаточно ли я стараюсь для своих отношений?

8. Забочусь ли я о себе физически?

9. Позволяю ли я вещам, которые находятся вне моего контроля, напрягать меня?

10.  Достигаю ли я тех целей, которые ставлю перед собой?

11.  Кто я на самом деле?

12.  Что меня больше всего беспокоит, когда я думаю о будущем?

13.  Если бы это был последний день моей жизни, были бы у меня такие же планы на сегодня?

14.  Чего я на самом деле боюсь?

15.  Держусь ли я за что-то, что мне нужно отпустить?

16.  Если не сейчас, то когда?

Фото: 123RF/legion-media.ru

17.  Что важнее всего в моей жизни?

18.  Что я делаю с вещами, которые имеют наибольшее значение в моей жизни?

19.  Почему я важен?

20.  Сделал ли я что-нибудь в последнее время, что стоит запомнить?

21.  Заставил ли я кого-нибудь улыбнуться сегодня?

22.  От чего я отказался?

23.  Когда я в последний раз выходил из своей зоны комфорта?

24.  Если бы мне пришлось дать один совет новорожденному ребенку, какой совет я бы дал?

25.  Какой маленький акт доброты я однажды проявил, который никогда не забуду?

26.  Как я буду жить, зная, что смертен?

Фото: 123RF/legion-media.ru

27.  Что мне нужно изменить в себе?

28.  Что важнее — любить или быть любимым?

29.  Скольким из моих друзей я доверил бы свою жизнь?

30.  Кто оказал наибольшее влияние на мою жизнь?

31.  Нарушу ли я закон, чтобы спасти любимого человека?

32.  Стал бы я воровать, чтобы накормить голодного ребенка?

33.  Чего я хочу больше всего в жизни?

34.  Чего требует от меня жизнь?

35.  Что хуже: провалиться или вообще не пытаться?

36.  Что бы я хотел, чтобы другие помнили обо мне в конце моей жизни?

37.  Разве имеет значение, что думают обо мне другие?

38.  В какой степени я действительно контролирую ход своей жизни?

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог
На сайте предоставлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитеь к врачу.