[AD]

Первый раз в пятый класс. Учимся жить в новом формате

Не успели мамы и папы первоклашек прийти в себя после первого звонка, как начальная школа...
Елизавета Карпушкина
|
04 Апреля 2021
Фото: Legion-Media

Не успели мамы и папы первоклашек прийти в себя после первого звонка, как начальная школа закончилась. Почему для многих родителей неприятным сюрпризом становятся проблемы с учебой и общением именно в 5-м классе? Разбираемся вместе с нашим экспертом — психологом Анеттой Орловой.

Психологи часто предупреждают родителей: адаптация к школе в первом классе несравнима с пятым. Вторая — гораздо тяжелее. Дело в том, что в начале подросткового возраста, в так называемом препубертатном периоде, одна ведущая деятельность сменяется другой. Для первоклассника такой ведущей деятельностью была учеба, и, соответственно, его интересы полностью совпадали с интересами педагогов и родителей. В пятом же классе ведущая деятельность большинства ребят — общение со сверстниками, понимание своей роли в социуме.

«Если в первом классе у ребенка формируется образ школьника, то есть насколько он будет успешным в учебе, то в средней школе, когда родители и педагоги продолжают фокусироваться на успеваемости, сам ученик больше думает о том, как он выглядит в глазах одноклассников. Ему гораздо важнее дружить с Машей, нежели учить математику», — рассказывает Анетта Орлова. Такие процессы совершенно нормальны и естественны, но могут привести к тому, что круглый отличник вдруг начинает учиться хуже.

«С помощью ведущей деятельности — общения со сверстниками — фор­мируются коммуникативные навыки. Но если ваш сын или дочь продолжают учиться так же усердно, как и в начальной школе, послушно выполняя все указания учителя и ваши, это может быть поводом для беспокойства», — подчеркивает специалист. По словам Орловой, такое поведение говорит о том, что либо у ребенка отстает в развитии эмоциональная и волевая сферы, либо он «страдает молча». «В норме для пятиклассника — стремление стать значимым для своих сверстников. Это влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, вдохновляет… Вы должны понимать: как бы ни была важна учеба, друзья для вашего ребенка теперь на первом месте», — говорит Анетта. В первом классе родители спрашивали малыша, как прошел тот или иной урок, что сегодня изучали, что он узнал интересного. И первоклассник с радостью отвечал. Пятиклассник, услышав примерно такие же вопросы от родителя, отреагирует на них в лучшем случае формально, в худшем — огрызнется. Здесь нужен другой подход. Спросите, с кем он сегодня общался, с кем подружился, что произошло в классе. Помните, ребенок, зацикленный на проблемах со сверстниками, пережив ссору с другом, просто не сможет хорошо выполнить, например, домашние задания.

Еще один сложный момент адаптации пятиклассника к изменениям в его жизни — появление новых учителей. На протяжении четырех лет один преподаватель следил за каждым из своих учеников, теперь же ученики должны контролировать себя сами. «До пятого класса вся деятельность ребенка была регламентирована. Теперь же огромное значение приобретает самоконтроль. Не удивляйтесь, что вашему сыну или дочери понадобится помощь с составлением расписания и выполнением домашних заданий. С одной стороны, теперь ученик больше предоставлен самому себе, с другой — больше нацелен на общение со сверстниками, и при этом его учебная нагрузка резко возрастает».

Функция внутреннего контроля, когда ребенок помнит, что нужно делать сегодня, и делает это, формируется не за один день. И без помощи родителей тут не обойтись. Прекрасно работают расписание уроков, повешенное на стену, четкий распорядок дня, напоминание о необходимости выполнить задание. Стоит насторожиться, если вдруг ребенок начинает раз за разом игнорировать тот или иной предмет. «Родителям кажется, что ребенок ленится учить, например, математику. Но лень для пятиклассника в данном случае всего лишь защитный механизм, нацеленный на то, чтобы избежать неудач, — замечает Анетта Орлова. — Задача родителя в данном случае — помочь ребенку разобраться с предметом, а главное, вселить веру в свои силы. Потому что, раз от раза получая от выполнения задания негативные эмоции, ребенок будет все больше отлынивать от освоения предмета».

Подведем итог. Пятый класс — новая ступень развития ребенка. Именно в этом возрасте ему важно занять свое место в коллективе, стать уважаемым и любимым сверстниками. При этом увеличивается учебная нагрузка и меняется жизнь ребенка в целом. Именно в этот период важно быть с сыном или дочерью как никогда внимательным, уважать его интересы, стремления и увлечения, быть ему другом, сохранить доверительные отношения. Тогда и с освоением новых знаний проблем не будет.

Как помочь пятикласснику? Советы Анетты Орловой

Анетта Орлова. Фото Анетта Орлова Фото: из личного архива Анетты Орловой

1. Сохраняйте и укрепляйте доверительный контакт с ребенком. Важно учитывать, что ребенку как никогда важны друзья. Спрашивайте его, с кем он познакомился, с кем общался. Были ли с кем-то ссоры. Все это должно проходить в форме дружественного диалога, но не допроса.

2. Внимательно наблюдайте за эмоциональным состоянием вашего сына или дочери. Посылайте ему так называемые я-сообщения, озвучивайте его эмоции. «Ты сегодня грустный… Злишься, с кем-то поссорился?» Ни в коем случае не оценивайте ситуацию, не критикуйте и уж тем более не ругайте. Ваша задача — слушать, при этом объясняя ребенку его чувства.

3. Очень полезно рассказывать о своем собственном опыте. Это, во-первых, дает ребенку понять, что его родитель не существо с другой планеты, а во-вторых, что он не одинок в своих проблемах. Например: «Знаешь, когда я пришел в пятый класс, я совершенно растерялся. В первый же день в одном кабинете оставил ручку, во втором — учебник, а в третьем — тетрадь…»

4. Оказывайте помощь по тем предметам, которые трудно даются ребенку. Помогая, не критикуйте, не ругайте за «тупость», этим вы сформируете защитный механизм прокрастинации, который будет мешать в будущем. Если предмет скучно преподает учитель, сделайте его интересным дома. Сейчас столько возможностей для этого!

5. Будьте другом и родителем, но не педагогом. Пятикласснику хватает оценок в школе. Не оценивайте его еще и дома. Крайне вредно сравнивать его с другими: «Вот Петя хорошо учится, а ты...» Этим вы только вызовете агрессию и раздражение. Побольше общайтесь с ребенком на важные для него темы, избегайте поучительных интонаций.


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
    Начни обсуждение! Оставь первый комментарий к этому материалу.
Гэри Олдмен (Gary Oldman) Гэри Олдмен (Gary Oldman) актер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Загрузка...

! На сайте представлена справочная информация. Информация в статьях не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.
+